Дератификация Россией ДВЗЯИ может поставить крест на договоре

Юрий Паниев, Независимая газета

Алексей Георгиевич, можно ли теперь, после дератификации ДВЗЯИ, говорить о том, что устранен дисбаланс между Россией и США относительно объема обязательств по этому договору?

– Решение нижней и верхней палат Федерального собрания было предсказуемо и не потрясло мир. А дисбаланс действительно был. Между конструктивной позицией России, которая ратифицировала ДВЗЯИ еще в 2000 году, и неконструктивной позицией США, которые вот уже 27 лет после заключения договора в 1996 году так его и не ратифицировали из-за сопротивления нескольких упертых сенаторов. Российская позиция была политически выигрышной и укрепляла ее международный авторитет как более ответственной из двух ядерных сверхдержав. На сегодняшний день договор подписан 187 странами и ратифицирован 177, но пока не вступил в полную силу с включением всех его организационных механизмов и мер контроля. Согласно его статьям, ДВЗЯИ вступит в полную законную силу, если его ратифицирует группа из 44 государств, имеющих ядерное оружие или развитую атомную промышленность. Теперь по этой квоте «недобор» увеличился с 9 до 10 стран. А из девяти ядерных государств мира только два (причем оба члены НАТО – Великобритания и Франция) остаются в коллективе стран, ратифицировавших ДВЗЯИ. То есть можно сказать, что у нас с США баланс восстановлен, но, к сожалению, по наименьшему знаменателю. Американская политика в данной сфере дает мало хороших примеров, а плохих более чем достаточно, но даже их союзники не всегда следуют эти примерам.

– Каковы же мотивы этого шага Москвы?

– Как было объявлено – «отзеркалить» США. Спрашивается, почему мы 23 года после своей ратификации терпели обструкцию США, а теперь терпение кончилось, хотя еще год назад никто об этом не говорил? Видимо, суть в продолжении линии с приостановкой действия договора по стратегическим вооружениям, то есть политического давления на антироссийский Запад в той области, где он более всего заинтересован в сотрудничестве с Россией. А именно в сфере ядерного разоружения.

– Почему Госдепартамент США выражал обеспокоенность в связи с планами отозвать решение о ратификации ДВЗЯИ?

– Ну, типичное американское высокомерие: нам можно, а вам нельзя. Если бы Великобритания и Франция выдвинули против России такое обвинение, они имели бы для этого основание. А у США таких оснований нет.

– Отмена ратификации договора означает возобновление ядерных испытаний?

– Нет, само по себе это не означает возобновления испытаний, ведь подпись под договором остается. Более того, это даже не облегчает такое решение с юридической точки зрения. Возобновить ядерные испытания можно, просто денонсировав договор по статье 9-й с уведомлением за шесть месяцев. Россия в лице высшего руководства предупредила, что она возобновит испытания, если их возобновят другие страны, прежде всего США. Но опередить Россию они не смогут, в военно-техническом отношении готовность к испытаниям определяется не наличием или отсутствием ратификации, а готовностью испытательных полигонов и наличием боеприпасов для натурного подрыва, чему ДВЗЯИ никак не мешает.

– Но сам президент РФ намекнул недавно на заседании дискуссионного клуба «Валдай», что есть предложения провести испытания ввиду того, что Россия завершила работу над рядом новых видов стратегического оружия...

– Россия за десятилетия после объявления моратория на испытания в 1990 году (к которому Британия присоединилась в 1991-м, США в 1992-м, а Франция и КНР в 1996-м) периодически вводила в боевой состав новые стратегические и тактические системы оружия, но для этого не требовалось взрывать их ядерные боеголовки. У нас большая номенклатура испытанных и отработанных ядерных боезарядов разной мощности и назначения для носителей всех классов и типов. Они регулярно проверяются и проходят техобслуживание для уверенности в их надежности. Компьютерные технологии и разрешенные неядерные (докритические) эксперименты позволяют имитировать работу боеприпасов без натурных ядерных взрывов. Для ядерного сдерживания вероятных противников этого довольно, для более амбициозных задач, наверное, недостаточно.

Подробнее

Источник: Независимая газета