Продление ДСНВ прошло в России в рекордные сроки

От разговора президентов России и США до ратификации договора прошло 17 часов

Менее суток потребовалось России для того, чтобы ратифицировать продление Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ, известен также как СНВ-3). Вечером 26 января состоялся телефонный разговор президентов России и США, в котором была затронута и эта тема, а уже около 14.00 27 января договор был вслед за Госдумой и так же единогласно ратифицирован Советом Федерации.

Вечером во вторник, 26 января, пресс-служба Кремля сообщила о первом телефонном разговоре президентов России Владимира Путина и США Джо Байдена. Обсуждался достаточно широкий круг вопросов. Так, согласно сообщению Кремля, стороны обменялись мнениями о продлении ДСНВ и решили, что в «ближайшие дни завершат все необходимые процедуры, обеспечивающие дальнейшее функционирование» этого договора. Кроме того, были обсуждены «пандемия коронавируса», торговля и экономика, «односторонний выход США из Договора по открытому небу (ДОН)», проблематика сохранения иранской ядерной сделки, внутриукраинское урегулирование, а также инициатива России о проведении саммита постоянных членов Совбеза ООН. Об обсуждении ситуации с политиком Алексеем Навальным в сообщении не говорилось.

В свою очередь, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила 26 января, что Байден позвонил российскому президенту днем «с намерением обсудить нашу готовность продлить договор (СНВ-3) на пять лет». Пресс-секретарь отметила, что во время разговора американский президент решительно поддержал суверенитет Украины «перед лицом российской агрессии». Помимо этого Байден выразил озабоченность в отношении хакерских атак против правительственных органов США, связанных с компанией SolarWinds, отравления Навального и сведений, что Россия якобы платит за убийства американских солдат в Афганистане. По словам Псаки, Байдена также беспокоят действия российских правоохранительных органов в отношении «участников мирных акций» 23 января. «Президент дал понять, что США будут защищать свои национальные интересы и отвечать на враждебные действия со стороны России», – подчеркнула Псаки.

Позднее, 27 января, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сказал, что тема Навального «была затронута президентом США. Были даны необходимые разъяснения со стороны президента Путина». Что же касается ДСНВ, то на вопрос, как Путину за один звонок удалось договориться с Байденом о его продлении, хотя с Трампом этого не удалось и за год, Песков ответил, что этому предшествовала напряженная работа: «Она должна была ускориться из-за приближения дедлайна 6 февраля».

По словам Пескова, за пять лет, на которые будет продлен ДСНВ, можно будет «хорошо поработать [и дальше] в случае наличия соответствующей политической воли – либо над дальнейшим продлением, либо над новым текстом договора». Песков не исключил, что в дальнейшем может быть обсуждена и судьба ДОНа (Россия начала процедуру выхода из него), однако о новой перезагрузке в отношениях России и США говорить нельзя. Не было достигнуто, по словам Пескова, и никаких конкретных соглашений по поводу новых контактов – разговоров или встреч.

Сообщение о разговоре двух президентов появилось на сайте Кремля в 21.19 26 января. Почти одновременно с этим Путин внес в Госдуму законопроект о продлении ДСНВ. Утром следующего дня он был одобрен профильными комитетами, к обеду единогласно ратифицирован Госдумой, а к 14.00 – и Советом Федерации. Вопросов к представлявшему документ замминистра иностранных Сергею Рябкову во время пленарных заседаний не последовало. По словам председателя комитета Госдумы по делам СНГ Леонида Калашникова (КПРФ), в прошлую ратификацию 10 лет назад договор проходил через три чтения: «Его ратифицировали параллельно с американской стороной, поскольку там были оговорки, которые делала американская сторона». Сейчас же все прошло сразу и быстро, говорит он: «С одной стороны, это, конечно, необычно, но с другой – поскольку в договоре ни слова не поменялось, то, может быть, это и обоснованно. Все-таки сроки соглашения заканчивались, а эту сферу нельзя оставлять без контроля». По его словам, другие международные договоры иногда уже проходили быструю ратификацию.

Что дальше

Научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Кошкин считает, что разговор Путина и Байдена о продлении ДСНВ сам по себе вряд ли приведет к положительным изменениям в российско-американских отношениях. По словам Кошкина, «ДСНВ – это исключение, которое только подтверждает правило, так как этот договор является одним из немногих пунктов для диалога». В текущей ситуации Байден выступает в роли продолжателя дела Барака Обамы, который стремился к ядерному разоружению. Поэтому, отмечает эксперт, новый президент готов продлить договор, ведь для него это вопрос преемственности, он не может просто «взять и растоптать наследие Обамы». В свою очередь, для Путина продление ДСНВ – это вопрос безопасности. В целом, полагает Кошкин, США продолжат политику санкций в отношении России, однако будут сотрудничать с Москвой в «пакете стратегической безопасности», т. е. в сфере контроля за вооружениями, космоса, информационной и кибербезопасности, «хотя в последней области США мало доверяют России». Совместно оба государства будут работать над проблемой технологии Deepfake, использование которой может серьезно накалить мировую обстановку, считает эксперт. По мнению Кошкина, взаимодействие Москвы и Вашингтона по данным вопросам будет происходить по-разному: в формате «прямой горячей линии» между президентами, с помощью переговоров госсекретаря Энтони Блинкена и министра иностранных дел России Сергея Лаврова, а также на различных круглых столах и кулуарных встречах между представителями интеллектуальных элит обеих стран.

Руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павел Шариков полагает, что ожидать позитивных изменений в российско-американских отношениях все-таки можно, так как президенты установили «откровенный контакт» между Москвой и Вашингтоном. Тем не менее, замечает Шариков, было бы неправильно сводить все взаимоотношения между Россией и США к контактам глав государств.

ДСНВ продлен на пять лет и за это время США и Россия должны будут разработать новый план по взаимодействию в сфере стратегической безопасности, отмечает Шариков. Положения договора уже устарели, а технологии развиваются слишком стремительно. По словам эксперта, во-первых, новый договор «будет не обязательно о сокращении» стратегических вооружений. Во-вторых, возможно изменение формата с двустороннего на многосторонний – ранее американским руководством уже высказывалась идея по привлечению к контролю за вооружениями Китая. В-третьих, не факт, что через пять лет у власти в США по-прежнему будет президент-демократ, тем более что Байден вряд ли планирует баллотироваться на второй срок. Тем не менее, считает эксперт, уход администрации Дональда Трампа был удачей для России – экс-президент занимал жесткую позицию по СНВ-3. «Надо будет разбираться с новыми технологиями и противоречиями по космосу, кибербезопасности. [Надо искать решения контроля за такими военными технологиями, как] дроны-беспилотники, искусственный интеллект и роботы-убийцы», – очерчивает Шариков область, в которой Россия и США должны вести переговоры. По словам эксперта, пока отсутствует понимание, как именно следует обсуждать данные вопросы. Тем не менее Вашингтон готов этим заниматься, хотя уступок от него ждать и не приходится.

Источник: Ведомости