«Не допустить новой разрушительной войны»

Игорь Иванов, Десмонд Браун, Вольфганг Ишингер, Сэм Нанн

Ветераны мировой политики - об угрозе ядерного конфликта в статье, написанной специально для “Ъ”

11 ноября в Париже с помпой отметят 100-летие со дня окончания Первой мировой войны. В праздничных мероприятиях примут участие лидеры РФ, США, Великобритании и целого ряда других стран. В статье, написанной специально для “Ъ”, экс-глава МИД РФ Игорь Иванов, бывший британский министр обороны Десмонд Браун, известный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер и бывший американский сенатор Сэм Нанн призывают глав государств воспользоваться встречей, чтобы предотвратить повторение катастрофы.

В предстоящие выходные исполняется 100 лет со дня окончания одной из самых жутких трагедий в истории человечества - Первой мировой войны. Достоверно описывая ее начало, историк Кристофер Кларк рассказывает о том, как несколько добропорядочных европейских лидеров, не ведая, что творят, привели свои страны к войне, которая унесла жизни 40 млн человек. Сегодня мы сталкиваемся с аналогичными рисками ложных представлений и ошибочного восприятия действий, которые усугубляются опасностью применения ядерного оружия, способного убить миллионы людей не за четыре года затяжной окопной войны, а за считаные минуты. Есть ли у нас механизмы не допустить перерастания какого-нибудь инцидента в чудовищную катастрофу?

Тем, кто считает, что мы слишком сгущаем краски, предлагаем рассмотреть следующий сценарий. Представим, что в 2019 году Россия проводит на своей территории, граничащей с НАТО, крупные военные учения. Самолет наблюдения НАТО случайно приближается к воздушному пространству России и сбивается российской ракетой класса «земля-воздух». НАТО объявляет тревогу и стягивает силы. Обе стороны болезненно воспринимают недавнее развертывание ядерного оружия, последовавшее за прекращением действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Россия и НАТО спонтанно обмениваются ультиматумами: каждая из сторон указывает на свой ядерный потенциал и готовность его использовать при угрозе своим жизненно важным интересам. Европа оказывается на грани вооруженного конфликта с применением обычных видов вооружений, и риск его перерастания в ядерный более чем реален.

Сегодня мы наблюдаем воочию, насколько реалистичны все элементы этого гипотетического сценария, вероятность которого повышается новыми угрозами, в частности киберрисками для систем раннего предупреждения, управления и контроля. Эти риски могут возникнуть в любой момент кризиса и породить ошибочные представления и непреднамеренные сигналы, способные подтолкнуть страны к военным действиям. Все это происходит на фоне предчувствия беды и неопределенности на большей части евроатлантического региона. Они вызваны кризисами на Украине и в Сирии, наплывом беженцев, выходом Великобритании из Евросоюза, а также возникновением новых технологий и появлением во многих странах Евроатлантики лидеров, от которых неизвестно чего ожидать.

Что можно сделать, чтобы остановить это соскальзывание в безумие?

Когда лидеры со всей Европы соберутся 11 ноября в Париже, чтобы отметить 100-летие со дня окончания Первой мировой войны, руководители стран, обладающих ядерным оружием,- президент Дональд Трамп, президент Владимир Путин, президент Эмманюэль Макрон и премьер-министр Тереза Мэй - должны подтвердить свою приверженность тому, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. Заявление об этом, сделанное в разгар холодной войны руководителями Советского Союза и Соединенных Штатов, приветствовали тогда все европейские страны. Такой жест сегодня показал бы, что лидеры ядерных стран признают свою ответственность за совместные действия по предотвращению ядерной катастрофы и создание основы для других практических мер по снижению риска использования ядерного оружия, включая решение текущих проблем с ДРСМД и продление СНВ-III до 2026 года.

Продолжает сохранять актуальность задача восстановления доверия между Россией, США и НАТО, что необходимо для решения основных проблем безопасности евроатлантического региона. Это делалось на протяжении всей холодной войны и должно делаться сегодня. Начало процессу может положить указание глав государств своим правительствам возобновить взаимовыгодный диалог по урегулированию кризисов, что особенно важно в условиях отсутствия доверия.

На протяжении всей холодной войны диалог по антикризисному управлению использовался не для передачи политических сигналов, а был важным инструментом регулирования «повседневной» потенциально опасной военной деятельности. Сегодня лидеры не должны лишать себя этого важного инструмента. При надлежащем использовании механизма антикризисного управления он может сыграть важную роль в недопущении развития кризиса до ситуации, когда непреднамеренное столкновение вооруженных сил станет свершившимся фактом, а у руководителей будут считаные минуты на оценку ситуации и принятие рокового решения о применении ядерного оружия.

Всем войнам прошлого присуща одна черта: все, кто тогда был облечен властью, потом никак не могли понять, как такое вообще могло случиться и произойти столь стремительно? На этой неделе в Париже, спустя 100 лет после того, как по всей Европе замолчали пушки, лидеры могут сделать первые важные шаги, чтобы не допустить начала новой разрушительной войны.

Источник: Коммерсантъ