Виною высокомерие

Автор  Андрей КОКОШИН, академик Российской академии наук

Недавно американский государственный деятель, бывший глава Пентагона Уильям Перри на конференции, организованной газетой «Гардиан» в Лондоне, сделал ряд критических замечаний в адрес некоторых решений Вашингтона, касающихся отношений между США и Россией. По его мнению, часть ответственности за сложности в российско-американских отношениях лежит на политиках в Вашингтоне, которые после окончания «холодной войны» слишком высокомерно отнеслись к приоритетам Москвы в области безопасности.

Уильям Перри, критикуя решения Вашингтона 1990-х годов о расширении НАТО на Восток, справедливо считает, что это было одним из важнейших факторов, повлиявших на ухудшение российско-американских отношений. И он был в числе тех государственных деятелей США, кто, по крайней мере, призывал высшее руководство своей страны не торопиться с соответствующими решениями.

Безусловно,  экс-министр обороны США отнюдь не какой-либо голубь. Это человек с устойчивой репутацией государственного деятеля, руководствующийся прежде всего национальными интересами США, но понимающий и интересы других стран. Глава Пентагона во времена администрации Билла Клинтона (с 1994 по 1997 год. – Ред.) прав, когда указывает на весьма негативное воздействие на взаимоотношения России и США политики Белого дома по поддержке «цветных революций» в бывших республиках СССР.

Он обоснованно критикует Вашингтон и за решения по размещению объектов ПРО США в Европе. Размещаемая в Европе американская система «Иджис Эшор», как хорошо известно специалистам, многофункциональна, и у России имеются весомые основания предполагать, что пусковые установки этой системы могут использоваться и для пусков крылатых ракет большой дальности, что противоречит советско-американскому Договору о ракетах средней и меньшей дальности 1987 года.
Уильям Перри был в числе сторонников сохранения бессрочного советско-американского Договора по ограничению систем ПРО 1972 года. Пришедшая на смену администрации Клинтона администрация Джорджа Буша-младшего в одностороннем порядке вышла из Договора по ПРО, нанеся тем самым значительный ущерб стратегической стабильности и ухудшив состояние российско-американских отношений.

Перри, замечу, всегда отличался весьма скептическим отношением к планам создания тех или иных вариантов масштабных систем ПРО – и с экономической, и с научно-технической, и с военно-стратегической точки зрения. Такие профессионалы, как он, хорошо понимали и понимают, что у СССР, а затем и у Российской Федерации всегда найдутся возможности по преодолению любых систем ПРО. Сужу об этом не только как учёный. На постах первого заместителя министра обороны и секретаря Совета Безопасности РФ мне довелось в 1990-е годы практически заниматься вопросами перспективного развития отечественных Стратегических ядерных сил.

Затрагивая вопрос о предложениях Перри по укреплению стратегической стабильности, отмечу, что предлагаемая им ликвидация на взаимной основе наземных МБР США и РФ неприемлема для России, ибо традиционно наземный компонент СЯС в нашей стране составляет основу арсенала сил сдерживания. Поэтому решения по укреплению стратегической стабильности в российско-американских отношениях надо искать в других плоскостях.

Оригинал: Красная звезда