Вячеслав Кантор: «Угроза ядерного терроризма постоянно возрастает»

9 декабря 2015 года в Москве состоялась пресс-конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы

Насколько хорошо защищены в настоящий момент ядерные объекты на территории России и других стран? Есть ли риск того, что в следующий раз злоумышленники положат в самодельное взрывное устройство не тротил или пластит, а радиоактивный компонент? Этими проблемами с 2007 года занимается Международный Люксембургский форум, президентом которого является доктор наук, известный международный и общественный деятель, филантроп и инвестор Вячеслав Кантор.

Под эгидой Форума проблемой ядерной безопасности занимается более 50 авторитетных международных экспертов в сфере ядерного нераспространения из 14 стран мира во главе с Генеральным директором Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммедом Эль-Барадеи. И на сегодняшний день вопросы, связанные с защищенностью радиоактивных материалов, актуальны как никогда.

В пресс-конференции также приняли участие такие эксперты, как руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов и председатель Оргкомитета Международного Люксембургского форума, генерал-майор в отставке, профессор Владимир Дворкин.

В рамках пресс-конференции эксперты разъяснили сложившуюся в мире расстановку сил и угрозы, связанные с несанкционированным применением ядерного оружия, а также представили положения итогового доклада совместной конференции Форума и фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative, NTI, США), которая состоялась в Вашингтоне (США) 1-2 декабря 2015 года.

Насколько реальная угроза? На эту тему Вячеслав Кантор процитировал Германа Кана: «Большинство из нас просто не верят в войну, по крайней мере, в сознательно начатую ядерную войну, и многие люди не утруждают себя волнениями насчет случайностей и ложных расчетов». Это значит, что многие неочевидные на первый взгляд объекты в данный момент охраняются недостаточно, и могут стать причиной серьезной террористической атаки, в том числе и с применением ядерного оружия.

Для того, чтобы привлечь внимание к ситуации и объединить усилия разных стран, Форум предложил воззвание к мировым политическим лидерам. В нем были подняты как вопросы по предотвращению ядерной катастрофы, в частности, на нестабильном Ближнем Востоке, так и вопросы, связанные с угрозой доступа к ядерным технологиям со стороны террористической организации ИГИЛ, запрещенной на территории России. Ведь известно, что сегодня Россия и США контролируют до 90% ядерного вооружения, к договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) присоединились все государства мира - за исключением Индии, Пакистана, Северной Кореи. Стало быть, главная угроза начала ядерной войны исходит от держателей малых ядерных арсеналов. И действовать они могут, по мнению участников пресс-конференции, совершенно «иррационально».

Именно поэтому со стороны Люксембургского Форума было предложено вести работу по трем направлениям: во-первых, приступить к консультациям и переговорам по дальнейшим сокращениям Стратегических наступательных вооружений, по прозрачности и контролю в отношении нестратегического ядерного оружия, как этого требует статья VI Договора о нераспространении ядерного оружия. Под нестратегическим ядерным оружием понимается доставка этого оружия на расстояние не более 5500 км. Во-вторых, искать разрешение противоречий по влиянию на стратегическую стабильность ПРО США, Воздушно-космической обороны России, стратегического высокоточного неядерного оружия. И, в-третьих, скорректировать сохраняющиеся со времён холодной войны условия применения стратегических наступательных вооружений США и России, увеличив время принятия решений о пусках ракет на основаниях информации от систем раннего предупреждения двух государств.

По мнению Кантора, теперь, в условиях жесткой конфронтации между Западом и Россией из-за кризиса в Украине, ростом военной активности на западе и востоке, трудноразрешимой проблемы беженцев в Европе, борьба с ядерным террором отошла, похоже, на задний план: «Считаю, что это крайне опасно. Мы не можем предотвратить тротиловые теракты, как же гарантировать противодействие ядерным?! Вряд ли есть непреодолимые трудности для террористов доставить в какой-либо европейские мегаполис радиоактивные материалы различного качества, подорвать «грязную бомбу», изготовить ядерное взрывное устройство. Или разрушить один из многих исследовательских центров. Убежден, что, несмотря на жесткую конфронтацию между Западом и Россией, рост военной активности, проблему беженцев, решительная борьба с ядерным терроризмом не должна сходить с повестки дня».

Кроме того, Вячеслав Кантор предложил срочно обратить внимание на то, как, насколько эффективно на сегодняшний день обеспечено сотрудничество специальных служб и правоохранительных органов для выявления и пресечения попыток захватов ядерных материалов и подготовки ядерных терактов, а также составить исчерпывающий перечень охраняемых объектов в каждой стране.

Источник: Комсомольская правда