В тумане перспектив ядерного разоружения и безопасности

Со 2 по 3 декабря в Праге эксперты Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы провели уже ставший традиционным и ежегодным круглый стол по тематике глобальной ядерной безопасности.

На этот раз три десятка учёных и экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений из стран Европы, Северной Америки, Азии, России и США, объединённых членством в Люксембургский форуме проводили встречу на очень тяжелом информационном фоне.

Проведение круглого стола в Праге было символично. Именно здесь в 2010 году был подписан новый Договор по сокращению стратегических вооружений между США и Россией (СНВ-III). Но у этой позитивной вехи для ядерного разоружения уже четырёхлетний срок давности. Последние новости не сулят системе ядерной безопасности стабильности: за неделю до круглого стола в столице Чехии в соседней Вене провалился очередной раунд переговоров стран «шестерки» с Ираном по ядерной программе страны. В далёких от Европы Сирии и Ираке широкомасштабное наступление исламских экстремистов, умело использующих противоречия России и стран Запада вокруг находящейся в центре Европы Украины грозит обернуться глобальной геополитической катастрофой.

Рядом с последними сообщениями информационных агентств заявленная тема круглого стола - «Среднесрочная перспектива ядерного разоружения и нераспространения» выглядела сложной для обсуждения. Но, как оказывается, снежный ком проблем в системе глобальной ядерной безопасности начал формироваться уже давно.

«Тупик между Россией и Западом по вопросу ядерного разоружения и ДНЯО образовался задолго до текущей ситуации вокруг Украины», - так оценил текущее состояние отношений между двумя ядерными державами президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, открывая работу круглого стола в Праге. По словам эксперта, произошло это ещё в 2011 году. «Этот тупик связан с различными представлениями сторон о влиянии систем противоракетной обороны, стратегических неядерных вооружений и ряда других факторов на стратегическую и региональную безопасность», - отметил Кантор.

Кантор рассказал, что реагируя на тупиковую ситуацию, эксперты Люксембургского форума предложили в полном объёме сохранить и развивать контроль над ядерным вооружениями не только между США и Россией, но и всеми другими государствами «ядерного клуба». Также было предложено досрочно, к 2016 году завершить сокращение ядерных вооружений по Пражскому договору СНВ, найти компромисс по ПРО и нестратегическим вооружениям. Все эти вопросы являются ключевыми для запланированной к проведению в 2015 году конференции по ДНЯО. Помимо прочего, форум ранее призывал США, Китай, Египет, Индию, Израиль, Пакистан и Северную Корею как можно скорее ратифицировать Договор о запрещении ядерных испытаний.

Говоря о том, какие из инициатив форума нашли отражение в действиях мировых лидеров, Вячеслав Кантор отметил, что сохраняется высокая вероятность подписания Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний уже в следующем году. Предложение о ускоренном сокращении стратегических ядерных вооружений по Пражскому договору вызывает возражения со стороны США из-за значительных финансовых затрат.

Комментируя провал на переговорах «шестёрки» и Ирана, которые так и не смогли в конце ноября завершить переговоры и подписать соглашение о гарантиях мирного использования ядерной энергии в соответствии с ДНЯО и гарантиями МАГАТЭ, Вячеслав Кантор отметил, что пока не известно, что стало причиной расхождения позиций сторон. В частности, не ясно, была ли включена в условия проекта соглашения необходимость ратифицировать Ираном Дополнительный протокол к ДНЯО. На целесообразность этого ранее неоднократного указывали эксперты форума в итоговых документах, подготавливаемых для мировых лидеров и международных организаций по результатам каждого мероприятия форума.

Иран уже назвал Саудовскую Аравию и Израиль виновниками срыва переговоров по ядерной программе, состоявшихся в конце ноября в Вене. Об этом ранее сообщало агентство IRNA со ссылкой на главу комитета по национальной безопасности и внешней политике при парламенте Ирана Алаэддина Боруджерди.

«В Иране уже отмели, что усилению их позиций на переговорах с «шестёркой» способствовало достижение соглашения с Россией о строительстве ещё восьми атомных энергоблоков. Если раньше отмечалось, что для одной АЭС в Бушере нет необходимости развивать собственные мощности обогащения урана, то теперь иранцы будут утверждать, что для гарантированного снабжения девяти реакторов топливом они будут сами обогащать уран», - уверен Кантор.

В работе круглого стола в Праге приняли участие представители четырнадцати организаций и институтов, работающих в сфере международной ядерной безопасности: экс-генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс, академик РАН Николай Лавёров, заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер, экс-министр обороны США Уильям Перри, член Совета директоров фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» и экс-верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ Рольф Экеус, генеральный секретарь Пагуошского движения Паоло Котто-Рамузино, руководитель Евро-Атлантической инициативы в области безопасности Роберт Легвольд, директор Центра по изучению проблем нераспространения ОМУ им. Дж. Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований Уильям Поттер и другие эксперты.

За два дня работы участники круглого стола обсудили глобальное ядерное разоружение, понижение готовности к применению стратегических вооружений и возможность перехода к многостороннему формату диалога. Также обсуждался Договор о запрещении производства расщепляющихся материалов, система учёта накопленных запасов ядерных материалов, новые формы для переговоров по невооружению космоса.

Также в Праге состоялось заседание Наблюдательного совета Люксембургского форума, на котором подвели итоги работы организации в текущем году и обсудили план мероприятий на 2015 год.

Источник: Московский комсомолец (сайт)