Россия предупреждает о ядерной угрозе со стороны «Исламского государства»

Террор: Война в Сирии повысила уровень террористической угрозы против России и западных стран. Российские эксперты предупреждают международное сообщество о возрастающем риске атак с применением радиоактивного оружия.

Несколько килограммов урана, приобретенного на черном рынке, низкооплачиваемый физик-ядерщик, завербованный, возможно, в бывшей советской республике, и беспощадный фанатик-эксперт по взрывчатым веществам.

Что это дает?

В худшем случае грязную бомбу, начиненную радиоактивными материалами и способную сделать непригодным для жизни центр одного из крупнейших городов мира, а также стать источником ударных волн по всему мировому сообществу.

«Никакая угроза в мире не может сравниться с риском допуска террористических организаций к радиоактивным материалам,» ‒ считает Алексей Арбатов, российский аналитик по вопросам безопасности, сотрудник аналитического центра Карнеги.

И это не самый худший из возможных сценариев.

Поскольку у террористической организации вроде Исламского государства имеются как мотив, так и средства для разработки террористических планов с применением радиоактивных материалов.

«Трудно себе представить, что Исламское государство не пытается заполучить ядерное оружие», ‒ заявил не так давно на пресс-конференции в Москве Вячеслав Кантор, президент Международного Люксембургского Форума по предотвращению ядерной катастрофы.

Террористические акты, проведенные за последние годы в Европе, показали, насколько уязвимо демократическое общество, атакуемое небольшими группами фанатиков, желающих нанести максимальный ущерб гражданскому населению, жертвуя при этом собственной жизнью.

«Мы не в состоянии предотвратить атаки с применением тротила. Как же мы сможем предотвратить ядерное нападение?» ‒ спрашивает Вячеслав Кантор.

По его оценке, для создания самодельной ядерной бомбы достаточно 25 кг обогащенного урана.

Изготовить грязную бомбу, основным назначением которой является не убить, но загрязнить большую площадь, сделав ее непригодной к проживанию, можно из гораздо меньшего количества радиоактивных материалов разных видов.

Растущая угроза

За большей частью ядерного оружия в мире осуществляется жесткий государственный контроль. Около 95% оружия приходится на арсеналы США и России, но существует также множество потенциальных источников незаконного распространения радиоактивных материалов.

«Так, в любой столице радиоактивные материалы можно найти в испытательных реакторах или больницах», ‒ отмечает Владимир Дворкин, российский генерал-майор в отставке и специалист по ядерному оружию.

Вероятность террористического нападения с использованием радиоактивных материалов оценить трудно, но журналистское расследование, проведенное ранее в этом году американским агентством «Ассошиэйтед Пресс» рисует тревожную картину черного рынка радиоактивных материалов в Восточной Европе.

Бывшая советская республика Молдова, граничащая с Румынией и, следовательно, с ЕС, согласно «Ассошиэйтед Пресс», пользуется популярностью среди контрабандистов, пытающихся продать радиоактивные материалы сомнительным клиентам.

Журналисты «Ассошиэйтед Пресс» пришли к выводу о том, что за последние пять лет имели место «как минимум четыре попытки продажи экстремистам через Молдову радиоактивных материалов преступными сетями с предполагаемыми связями с Россией».

Так, в одном из случаев потенциальным покупателем выступал выходец из Ближнего Востока с исламистскими симпатиями, а адресом регистрации продавца оказалось Приднестровье, де-факто независимое государство, де-юре входящее в состав Республики Молдова.

«Риск в отношении данного вида угрозы растет», ‒ отмечает аналитик по вопросам безопасности Алексей Арбатов.

Но, кажется, международное сообщество пока не совсем осознает этот факт, считает Вячеслав Кантор.

Импортированная угроза

«Мы не должны забывать о возникновении этих новых видов угроз, источником которых являются, главным образом, Ближний Восток и соседние с ним регионы», ‒ заявил Кантор.

Риск ядерной террористической атаки обсуждается экспертами в данной области еще с 1980-х, а в 1991 году это было основной темой заголовков в связи с последовавшим за распадом Советского Союза ростом черного рынка радиоактивных материалов.

Попытка в 1995 году эсхатологической японской секты «Аум синрикё» отравить пассажиров токийского метро ядовитым веществом зарин и террористические атаки в Соединенных Штатах 11 сентября 2001 года дали новый импульс дискуссиям.

Война в Сирии и возникновение «Исламского государства» вновь вызвали рост опасений в связи с терроризмом, однако, угроза нападений с применением радиоактивных материалов освещена недостаточно, считают российские эксперты.

25 лет спустя после окончания холодной войны вопрос о нераспространении ядерных и радиоактивных материалов утратил свое значение на международном уровне.

Вот почему участники Люксембургского форума, в число которых вошли как российские, так и западные политики и ученые, письменно обратились к президентам США и России с просьбой возобновить переговоры по вопросам разоружения и нераспространения.

Проблема в том, что такие новые ядерные державы, как Индия, Пакистан и Северная Корея, политически намного менее стабильны, чем старая пятерка в лице США, России, Великобритании, Франции и Китая.

«Такая страна, как Пакистан, представляет собой особую опасность», ‒ считает Вячеслав Кантор.

НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ

Сейчас в ядерном клубе состоят жестко контролируемые государства

Договор о нераспространении ядерного оружия, сокращенно ДНЯО, вступил в силу в 1970 г.

На тот момент ядерным оружием располагали Соединенные Штаты, Советский Союз, Китай, Франция и Великобритания.

С тех пор ядерное оружие приобрели Индия, Пакистан, Северная Корея и, вероятно, Израиль.

В соответствии с договором этого года Иран приостановил программу, которая могла обеспечить страну ядерным оружием.

Источник: Jyllands Posten (газета, Дания)