Ракетный тур: Россия исходит из того, что ДСНВ больше не существует

Что может прийти на замену соглашения об ограничениях стратегических наступательных вооружений

Россия больше не рассматривает СНВ-3 как существующий договор, заявили «Известиям» дипломатические источники. Впрочем, собеседники добавили: Москва не разрывает отношений с Вашингтоном и готова их налаживать, если соответствующая инициатива поступит от американской стороны. США, формально не приостанавливая и не выходя из договора, существенно урезали свои обязательства по нему, что делает соглашение фактически недействующим. Эксперты не видят условий для возвращения к обсуждению будущей конфигурации системы безопасности и контроля над вооружениями, пока продолжается конфликт на Украине, однако не исключают, что к соглашению, которое придет на замену СНВ-3 после 2026 года - тогда он официально перестанет действовать, - удастся подключить Китай и другие страны.

Отсутствие документа

Москва исходит того, что двустороннего российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) больше не существует. Об этом «Известиям» рассказали российские дипломатические источники.

<...>

Владимир Путин объявил о приостановке Москвой своего участия в СНВ-3 во время обращения с посланием к Федеральному собранию. Главной претензией он назвал нарушения положений документа со стороны США. Как заявил российский лидер, у Москвы имеется информация о разработке Соединенными Штатами новых видов ядерных вооружений. Кроме того, Вашингтон задумывается об испытании ядерного оружия, сказал Путин.

<...>

- По СНВ-3 у России и США существуют взаимные претензии друг к другу - их решить достаточно легко. Более серьезные вопросы - учет ядерных сил третьих стран, согласование ограничений наступательных и оборонительных вооружений и все те вопросы, которые стороны выдвинули на начавшихся в 2021 году консультациях о следующем договоре - их можно будет решать уже в контексте того договора, который должен прийти на смену действующему, - сказал в беседе с «Известиями» руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

США и раньше высказывали стремление разделить обязательства по контролю над вооружениями с Китаем. Еще в 2019 году, когда Вашингтон объявил о выходе из Договора о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД), экс-советник президента по нацбезопасности Джон Болтон указывал, что одна из причин такого решения бывшего главы Белого дома Дональда Трампа - Китай.

Россию же беспокоит то, что вне сферы контроля двусторонних документов между Москвой и Вашингтоном остаются ядерные державы НАТО - Франция и Великобритания.

<...>

В целом идея подключения других стран к участию в контроле над вооружениями выглядит вполне логично, считает ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов. Причина в том, что пристальное внимание к противостоянию в ракетно-ядерной области именно между Россией и США постепенно будет уходить на второй план, поскольку «мир развивается иначе» - помимо Москвы и Вашингтона свои ракетно-ядерные программы ускоренно развивают Китай, Индия, Пакистан, другие страны.

- То, что Россия и США заморозили и сократили свои арсеналы, не остановило гонку вооружений. И Китай не сел за стол переговоров, потому что сокращение вооружений Москвой и Вашингтоном для него оказалось недостаточным. Китайское руководство твердо придерживается линии довести свой ракетно-ядерный потенциал до уровня России и США, - говорит Иванов.

При этом достоверно о ядерном потенциале неизвестно, однако в феврале 2023 года японское агентство Kyodo писало со ссылкой на неназванные источники, что Пекин намерен утроить свой ядерный потенциал и довести число имеющихся у него ядерных боеголовок до 900 к 2035 году.

Такая позиция КНР в настоящее время создает сложности на пути к формированию нового договора, который потенциально может заменить СНВ-3. Однако, как считает Алексей Арбатов, третьи страны могут пересмотреть свои взгляды на вопрос контроля над вооружениями, поскольку ситуация в мире заставляет менять свои подходы к взаимодействию с другими акторами.

- После такого кризиса, который мы сейчас переживаем, я вполне допускаю, что политическая позиция Великобритании, Франции и Китая по отношению к этому вопросу изменится, - отметил он.

Тем не менее сложно представить себе пятисторонние переговоры, поскольку это сложно с технической точки зрения, добавил эксперт. Вместе с тем Арбатов не исключает подписание двусторонних договоров, которые будут между собой скоординированы, - например, между США и Россией, США и Китаем, Россией и Великобританией и т.д. По мнению специалиста, в этом направлении нет ни технических, ни стратегических непреодолимых препятствий.

<...>

Подробнее

Источник: "Известия"