Президенту США помешают бить по противникам "ядерной дубиной"

Взятие Капитолия заставило задуматься о возможностях применения атомного оружия не только Штатами, но и Россией

Нестабильная ситуация в США вскрыла не только политические, но военные проблемы, которые могут повлиять на систему глобальной безопасности. Среди тех, кто обратил на это внимание, – экс-глава Пентагона Уильям Перри, который через СМИ призвал избранного президента Джо Байдена изменить систему контроля над американским ядерным арсеналом.

В статье, написанной в соавторстве с Томом Колином (директором по исследованиям в Ассоциации по контролю над вооружениями – Arms Control Association) для издания Politico, Уильям Перри утверждает: действующий глава США Дональд Трамп «сошел с ума», что угрожает не только демократии, но и стране в целом. Он это объясняет тем, что по существующему законодательству президент «имеет абсолютное право начать ядерную войну». «За минуты неуравновешенный Трамп может пустить в ход сотни ядерных бомб или одну. Ему не нужно другого мнения на этот счет. Министр обороны не имеет права голоса. Конгресс роли не играет», – констатировал Перри, предложив новому президенту изменить и усилить систему контроля над американским ядерным арсеналом. В частности, он рекомендует Байдену «разделить полномочия по использованию ядерного оружия с избранной группой членов Конгресса США», а также объявить, что «США никогда не начнут ядерную войну и используют бомбу (ядерную. – «НГ») только в ответ».

Статья в Politico написана 8 января, после штурма единомышленниками Трампа здания Конгресса При этом, как сообщили американские СМИ, спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси до этого уже обсудила с председателем Объединенного комитета начальников штабов ВС США Марком Милли, как не дать Трампу «добраться до ядерной кнопки», и якобы нашла понимание военных. Проблема существует, поскольку в условиях нестабильности и перехода власти от одного президента к другому в США нет четких принципов передачи полномочий по контролю за ядерным оружием, контроль за действиями военных в это время также размыт.

В конце декабря 2020 года журнал Newsweek со ссылкой на источники в Пентагоне сообщал, что командование Вооруженных сил США обсуждает сценарий действий на случай решения Трампа ввести военное положение до инаугурации нового президента, то есть до 20 января 2021-го. А ранее бывший помощник Трампа по национальной безопасности генерал Майкл Флинн в эфире телеканала Newsmax TV допустил возможность использования армии для проведения перевыборов в ряде штатов. В конце декабря 2020-го Байден заявил, что Министерство обороны «препятствует нормальной работе его переходной команды в вопросах представления информации и документов, что наносит ущерб национальной безопасности Соединенных Штатов». И.о. главы Пентагона Кристофер Миллер опроверг обвинения, а после событий в Капитолии 6 января решительно осудил действия радикалов. Он выразил восхищение мужеством сотрудников полиции Вашингтона и военнослужащих Национальной гвардии округа Колумбия. Миллер отметил, что «передача полномочий новой администрации пройдет исключительно мирно».

По мнению Перри, есть и другие причины, из-за которых может быть развязана глобальная ядерная война. «Ложные тревоги, в частности, являются реальной и растущей проблемой. Сегодня ложные тревоги еще более вероятны, потому что наше оружие и системы предупреждения уязвимы для кибератак, подобных недавнему взлому SolarWinds Россией. Если президент запустит ядерное оружие в ответ на ложную тревогу, он начнет третью мировую войну – по ошибке», – делает вывод экс-министр обороны. Напомним, в декабре прошлого года американские СМИ утверждали, что компания SolarWinds, которая занималась разработкой и предоставлением IТ-ресурсов, была атакована вредоносными программами, что нанесло ущерб Госдепартаменту, Национальному управлению по ядерной безопасности , а также другим правительственным структурам страны. Утверждалось, что за всем этим стоят российские хакеры. Доказательств причастности РФ не было представлено, но возник вопрос: насколько подобные вмешательства опасны для международной ядерно-технической безопасности?

Генерал-майор, доктор технических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Дворкин отмечает, что и в России, и в США системы построены так, что доступ хакеров к каналам передачи приказов о применении ядерного оружия исключен: «Их негативное участие может быть только в информационной сфере, типа ложной тревоги. Но очень важной мерой в предотвращении ошибочных действий является увеличение времени на принятие решения на ответный удар, к чему неоднократно призывали Уильям Перри, экс-сенатор Сэм Нанн и мои коллеги в России».

Дворкин руководил 4-м ЦНИИ МО РФ, который занимался проблемами ядерного планирования. По его мнению, призыв Перри уточнить и детализировать полномочия главы государства на применение ядерного оружия крайне важен не только для США, но и для России. «В отдельных случаях, например при нанесении ответного ядерного удара, считается, что решение на применение ЯО и в США принимается в результате серии быстрых совещаний (в США – конференций), в которых участвуют несколько высших должностных фигур. Однако президент имеет возможность принимать единоличное решение. Это, конечно, проблемная ситуация, и о ней Перри прямо заявил. Сейчас в США руководители Пентагона взяли под контроль «красную кнопку», и об этом международное сообщество оповещено», – заявил эксперт.

Дворкин уверен, что одной из наиболее эффективных мер должен быть законодательный и доктринальный отказ от применения первыми ядерного оружия, от чего пока не отказались США и РФ. «Возможность применения Россией первой ядерного оружия закреплена в Военной доктрине еще в 2000 году. Сделать это РФ может в ответ на широкомасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности. Подобное было оправданно в условиях ослабленных сил общего назначения. Однако теперь при сильно окрепших неядерных силах и включенных в Доктрину положениях о неядерном сдерживании от применения ядерного оружия, от принципа первыми применять его целесообразно отказаться», – считает Дворкин

Источник: Независимая газета