«Потрясения слишком малы»

Надежда Арбатова, завотделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН:

Сейчас ЕС переживает сложные времена, находясь под воздействием сразу трех кризисов: мирового экономического, миграционного и российско-украинского. Миграционный кризис — самая большая угроза будущему ЕС: если он не будет решен, мы увидим дальнейший рост националистических настроений и триумфальное шествие правых партий. Бацилла национализма — то, что может убить евроинтеграцию. Так что ЕС должен бросить все свои силы на то, чтобы преодолеть кризис с мигрантами. Тем не менее все эти потрясения слишком малы, чтобы позволить Евросоюзу развалиться.+ Распространенная в России точка зрения, что ослабленный Евросоюз выгоден нашей стране, ошибочна. Нам нужен сильный, эффективный партнер — Москва любит таких. Когда ЕС решит свои насущные вопросы, у нас быстро наладится взаимовыгодное сотрудничество.  

Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН:  

Ситуация с незаконной миграцией достала европейцев за последний год. С учетом роста преступности и привнесения чужеродных норм образа жизни она угрожает каждому из них персонально. Это явление губит Европу и может привести не только к отделению Великобритании, но и к воссозданию внутриевропейских границ, таможен, пограничного контроля и т.д. Угроза свалилась неожиданно и, по существу, стала катастрофой. Никаких других оснований для развала ЕС я не вижу — в остальных сферах европейцы достигли совершенно беспрецедентного процветания.

Надо признать, что Россия действительно пытается раскачать Евросоюз. Нам и раньше было трудно иметь дело с этим объединением. Мы всегда пытались решать экономические и политические проблемы с европейскими державами на двусторонней основе. А после того как ЕС по вопросу Украины выступил против России единым фронтом, естественной реакцией РФ стали попытки вбить клинья между участниками Союза. Но такая тактика не сможет привести к расколу ЕС. Ведь даже отдельные лидеры, такие как премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, лидер французских ультраправых Марин Ле Пен или немецкие правые, добившиеся успеха на выборах в ряде земель Германии, на самом деле не испытывают к российской политической верхушке искренних симпатий. Их намеки на то, что они могут занять в отношении Москвы особую позицию, — всего лишь игра.

Полный текст данного материала доступен только для подписчиков журнала The New Times.

Источник: The New Times