О Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы

ДИКТОР: На днях в Москве состоялась презентация итоговых материалов Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы. Комментарий нашего политического обозревателя профессора Владимира Сажина.
ДИКТОР: Конференция состоялась в мае сего года в Люксембурге. Она стала крупнейшим за последнее десятилетие и наиболее авторитетным форумом, посвященным проблемам нераспространения ядерного оружия. В ней приняли участие Генеральный директор МАГАТЭ Мохаммад Эль-Барадей, руководитель «Росатома» Сергей Кириенко, вице-президент Российской Академии Наук академик Николай Лаверов, верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ Рольф Экеус, председатель Международной комиссии по оружию массового уничтожения, экс-директор МАГАТЭ Ханс Бликс другие высокопоставленные представители многих стран.
Международная конференция в Люксембурге собрала пятьдесят семь независимых экспертов в сфере глобальной безопасности, ограничения вооружений и разоружения из четырнадцати стран для обсуждения проблемы предотвращения ядерной катастрофы и методов укрепления режима нераспространения ядерного оружия.
Приветствие участникам Конференции направили президент России Владимир Путин, главы других государств.
Отличие этой Конференции стала ее нацеленность на достижение практических результатов. Участниками Конференции была подготовлена итоговая Декларация, содержащая конкретные предложения по разрешению существующих ныне сложнейших проблем нераспространения.
Участники Люксембургской Конференции считают, что в настоящее время Договору по нераспространению ядерного оружия (ДНЯО) и относящимися к нему режимами нераспространения и разоружения брошены беспрецедентные вызовы. В этой связи для обеспечения функционирования ДНЯО и режима нераспространения, а также их укрепления необходима политическая поддержка на высочайшем уровне.
Во-первых, самая серьезная прямая угроза в обозримом будущем связана с возможностью получения террористическими организациями доступа к ядерным взрывным устройствам или ядерным материалам. Во-вторых, существует опасность краха ДНЯО и всего режима нераспространения, из-за неудачи урегулирования текущих ядерных кризисов, таких как в Иране и в Северной Корее. В-третьих, наиболее острой является проблема неудовлетворительного выполнения обязательств по нераспространению и слабости мер принуждения к выполнению обязательств по нераспространению. Это относится к отсутствию приверженности ядерных государств к обязательству в отношении ядерного разоружения, их продолжающейся опоре на ядерное сдерживание, а также к разрушению процесса ограничений ядерных вооружений и ядерного разоружения.
Эксперты, присутствующие на Конференции, вышли с конкретными предложениями по нейтрализации этих угроз.
В частности, по иранской ядерной тематике в Декларации сказано, что необходима более тесная координация позиций шести стран, ведущих переговоры с Ираном о применении гарантий безопасности МАГАТЭ в Иране. Невыполнение Ираном положений резолюций ООН неприемлемо. Иран должен выполнять резолюции Совета Безопасности ООН и Совета управляющих МАГАТЭ и разрешить с МАГАТЭ все остающиеся вопросы. В первую очередь, Иран должен выполнить требование Совета Безопасности ООН о приостановлении, под контролем МАГАТЭ, без дальнейшего промедления всей деятельности, связанной с обогащением и переработкой, включая исследования и разработки, а также всех связанных с тяжелой водой проектов, включая строительство исследовательского реактора с тяжеловодным замедлителем. Невыполнение этих требований повлечет ужесточение санкций против Ирана в соответствии с Главой 7 Устава ООН с использованием всех надлежащих мер в рамках полномочий Совета Безопасности ООН. При выполнении Ираном резолюций Совета Безопасности ООН и устранении всех претензий по несоблюдению, откроется возможность предоставления Ирану пакета мер поощрения, включая гарантированные поставки низкообогащенного урана или ядерного топлива, а также вывоз облученного топлива для дальнейшей переработки и хранения за границей. Меры поощрения могут также включать помощь международного сообщества в развитии нефтегазовой отрасли Ирана, вступление во Всемирную торговую организацию и впоследствии возобновление дипломатических отношений с Соединенными Штатами Америки. Политические круги и население Ирана в целом должны быть информированы о существенных экономических и социально-политических преимуществах, обусловленных исполнением Ираном резолюций Совета Безопасности ООН и Совета управляющих МАГАТЭ.
Участники Конференции обратились к Генеральному секретарю ООН, странам-участницам ООН, Большой восьмерки, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского Союза, Организации Североатлантического договора, Содружества Независимых Государств, Организации договора о коллективной безопасности, Шанхайской Организации Сотрудничества, а также других авторитетных международных организаций с предложением принять их инициативы и сделать все возможное, чтобы претворить их в жизнь.
Конференция расценила реализацию предложенных ею мер как путь к осуществлению прорыва в предотвращении распространения ядерного оружия, недопущении доступа к нему террористов, в построении глобальной и региональной безопасности.

Владимир Сажин

Источник: Радиостанция «Голос России»