Нынешний курс международного сообщества в отношении Тегерана является оптимальным

Все последние годы иранская ядерная проблема находится в центре внимания международного сообщества. Причина этого заключается в том, что, с одной стороны, Тегеран уже более 20 лет занимается работами, имеющими отношение к военной ядерной программе. По-видимому, именно с целью наработки расщепляющегося материала для собственной ядерной бомбы было создано производство по обогащению урана (по изотопу урана-235) вблизи г. Натанз. Иначе трудно объяснить, почему это предприятие сразу проектировалось с огромными подземными площадями и маскировалось под сельскохозяйственное предприятие. А также непонятно, зачем были закуплены тайно, по сети "черного" рынка, организованного пакистанским ученым А.К. Ханом, необходимые для работы этого предприятия газовые центрифуги первого поколения малой мощности (Р-1) вместе с проектной документацией. Предпринимаемая же иранской стороной попытка представить строительство столь дорогостоящего предприятия как основу для производства ядерного топлива выглядит достаточно наивной ввиду отсутствия в Иране тогда, как впрочем и сейчас, атомных электростанций (единственный энергетический реактор, который Москва достраивает в Бушере, будет полностью обеспечен российским ядерным топливом).

Такие же вопросы возникают и в отношении иранской плутониевой программы, реализация которой в мирных целях вообще не имеет каких-либо разумных объяснений с учетом ограниченных собственных запасов природного урана. В этих условиях единственная цель постройки тяжеловодного исследовательского реактора в Араке и проведения работ в области переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) состоит в создании запасов оружейного плутония.

С другой стороны, ускоренными темпами реализуется иранская ракетная программа. Уже разработаны и приняты на вооружение ракеты среднего радиуса действия "Шехаб-3" (Shahab 3), дальность стрельбы которых в зависимости от массы выводимого груза составляет от 1,4 до 2 тыс. км. Постоянно делаются провокационные заявления о подготовке к выведению на околоземную орбиту первого иранского спутника Omid (Надежда). В случае реализации такого проекта, который больше похож на блеф, Иран получит уже баллистические ракеты с дальностью действия порядка 5,5-6 тыс. км. Очевидно, что использовать такие ракеты в обычном оснащении не имеет смысла ввиду их достаточно низкой точности стрельбы (для максимальной дальности отклонение от точки прицеливания может составить несколько километров). Наиболее реальной целью такой программы является разработка носителя для ядерного оружия.

В свете вышеизложенного, учитывая явное стремление Тегерана к региональному лидерству и его тесные связи с такими радикальными исламистскими организациями, как ливанская группировка "Хезболла", палестинские движения "ХАМАС", "Исламский джихад" и ряд других, а также его провокационную внешнюю политику, нельзя усомнится в том, что международное сообщество имеет серьезные основания для беспокойства в отношении истинных целей иранских ядерной и ракетных программ. При этом особенную озабоченность вызывает программа Исламской республики Иран (ИРИ) в сфере обогащения урана ввиду относительной простоты конструирования ядерного устройства "пушечного" типа на основе урана оружейного качества (степень обогащения более 90 %). По сути, вопрос состоит лишь в накоплении необходимого количества расщепляющегося материала (для изготовления одного ядерного боезаряда необходимо порядка 25 кг. урана оружейного качества). В тоже время, его доставка к цели с помощью ракеты представляет достаточно сложную техническую задачу ввиду наличия жестких массово-геометрических ограничений на конструкцию боеголовки.

Иран и позиция СБ ООН

Ярким проявлением озабоченности международного сообщества в отношении реализации иранских ядерной и ракетных программ стало принятие в марте 2008 г. резолюции Совета Безопасности (СБ) ООН N 1803, в которой указывается, что Иран должен без промедления приостановить все чувствительные в плане ядерного распространения виды деятельности в сфере обогащения урана и переработки ОЯТ, а также проекты, связанные с наработкой плутония. В соответствии с этой резолюцией запрещается выезд за границу тех, кто непосредственно руководит реализацией соответствующих иранских программ. Дается право, в случае наличия подозрений относительно провоза запрещенного оборудования, на проведение инспекции грузов, как следующих в Иран, так и отправляемых из этой страны. А также рекомендуется странам, имеющим с Тегераном коммерческие связи, усилить бдительность как при экспорте из Ирана товаров, так и при ведении финансовых операций с иранскими банками и их филиалами за рубежом, замеченными в нарушении международных санкций. Среди них фигурируют два банка: "Банк Мелли" и "Банк Садерат".

Невыполнением Ираном предыдущих резолюций СБ ООН (N 1737 от декабря 2006 г. и N 1747 от марта 2007 г.) вынудило ужесточить контроль за иранскими финансовыми учреждениями и расширить круг лиц, для которых вводятся ограничения на зарубежные поездки и использование активов вне территории собственной страны. При этом уже существующий список увеличен на 18 физических лиц и 12 компаний.

Следует заметить, что резолюции СБ ООН уже сделали свое дело: даже в условиях существенного роста цен на нефть темпы роста валового внутреннего продукта ИРИ сократились до 5 %, а освоение новых нефтегазовых месторождений идет крайне медленно. Как следствие этого, фактические уровни инфляции и безработицы достигают 20 %, и стремительно увеличивается расслоение общества, 40 % которого находится за чертой бедности. Происходят изменения и в политической сфере. В ходе последних выборов в парламент (меджлис) страны, которые состоялись 14 марта 2008 г., сторонники нынешнего президента страны М. Ахмадинежада получили только треть мест. Другую же треть получили сторонники пусть консервативного, но более умеренного курса, ярким выразителем которого является А. Рафсанджани. Все это создает базу для возможной смены нынешнего руководства страны в ходе предстоящих летом 2009 г. президентских выборах.

По-видимому, нынешний курс международного сообщества является оптимальным: постепенно расширяя круг вводимых санкций побудить иранское руководство скорректировать свой внешнеполитический курс и отказаться от явно провокационного стремления создать полный ядерный топливный цикл, что, несомненно, служит научно-технологической базой разработки ядерного оружия. При этом, со стороны Тегерана достаточно наивно требовать возврата ядерного досье из СБ ООН в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Об этом не может быть и речи, пока Иран не выполнит основное требование всех уже введенных резолюций СБ ООН: прекратить все работы в области обогащения урана и переработки ОЯТ.

Отношение России к иранской ядерной проблеме

В Кремле прекрасно понимают стратегическое значение Исламской Республики Иран, которая играет одну из доминирующих ролей в важнейшем регионе планеты - Западной Азии, куда входит Ближний и Средний Восток, Кавказ и Центральная Азия. Иран занимает важнейшее военно-стратегическое положение, являясь одновременно и средневосточной, и кавказской, и центрально-азиатской страной, одновременно имеющей выход в Персидский и Оманский заливы Индийского океана. Все болевые точки региона, так или иначе, сопряжены с Ираном. Даже, казалось бы, сугубо внутренние проблемы отдельных частей региона, будь то этнические или религиозные, военные или экономические, проблемы беженцев, наркобизнеса, терроризма и сепаратизма могут эффективно решаться только при содействии ИРИ. Не следует забывать и того, что Иран как источник углеводородных природных ресурсов, а также как территория транспортировки нефтегазопродуктов обладает абсолютной ценностью. Более того, 65-миллионный Иран, имеющий одну из самых многочисленных армий в мире (около 800 тыс. чел.), объективно, вне любой внешне - или внутриполитической конъюнктуры, является решающим фактором западно-азиатской региональной политики.

И международная политическая практика последних лет доказала то, о чем постоянно говорила Москва: без участия Ирана не могут быть решены многие мировые и региональные проблемы. В частности: борьба с терроризмом и наркобизнесом, кризис в Ираке, нормализация ситуации в Афганистане, национальное примирение в Таджикистане, стабилизация на Кавказе, ближневосточное урегулирование и в более широком плане - наведение мостов, экономическое сотрудничество и ведение диалога между цивилизациями.

В тоже время для России недопустимо, если Иран будет накапливать запасы оружейного урана и плутония, прекратит взаимоотношения с МАГАТЭ и выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия. Опасность этого очевидна с учетом досягаемости южных регионов России, в которых проживает более 20 млн. человек, включая Волгоградскую и Астраханскую области, для иранских ракет "Шехаб-3". Поэтому Россия готова развивать с Ираном экономическое сотрудничество и помогать ему в развитии мирной атомной энергетики, но выступает против создания им полного ядерного топливного цикла как возможной научно-технологической основы для создания ядерного оружия. Особенно важным сейчас представляется сохранение инспекции иранских ядерных объектов со стороны МАГАТЭ и возобновление действия на территории ИРИ Дополнительного протокола (1997 г.) к Соглашению с МАГАТЭ о применении гарантий (подписан, но не ратифицирован парламентом страны). Последнее позволит заблаговременно выявлять в ИРИ незаявленную (незаконную) ядерную деятельность и наличие соответствующих материалов.

Таким образом, международное сообщество имеет обоснованные сомнения относительно исключительно мирной направленности иранской ядерной программы и закономерно требует от Тегерана прекратить создание полного ядерного топливного цикла. В правильности такой позиции убеждает и та настойчивость, с которой иранское руководство, пренебрегая интересами собственного народа, тратит миллиарды долларов на реализацию крайне дорогостоящих ядерных и ракетных программ и провоцирует ведущие страны своей ярко выраженной антизападной политикой. В этой связи новая резолюция СБ ООН N 1803 служит Ирану наглядным примером все большей его политической изоляции и стремления международного сообщества остановить исходящую от него угрозу.

Россия поддерживает усилия международного сообщества в сфере укрепления режима ядерного нераспространения в регионе Большого Ближнего Востока и ее беспокоит возможность появления здесь так называемого "ядерного домино", когда вслед за Ираном ядерное оружие создадут Турция, Саудовская Аравия, Египет и Алжир. Вместе с тем, Москва выступает против введения санкций и принятия решений, в том числе, силового характера, вне рамок СБ ООН. А сами санкции считает целесообразным соизмерять с реальной, а не вымышленной, иранской угрозой. В противном случае решение иранской ядерной проблемы может иметь катастрофические последствия, в первую очередь, для всех близлежащих стран.

Владимир Евсеев

Опубликовано в интернет-журнале «Новая политика» от 30.04.2007
Оригинал: http://www.novopol.ru/article32958.html

Источник: интернет-журнал «Новая политика»