Новая база Тихоокеанского флота, или Почему Япония не получит Курилы

Министерство обороны России в пятницу, 27 мая, заявило о «беспрецедентных мерах», которые будут приняты для укрепления обороны «восточного форпоста России», в том числе Сахалина и островов Курильской гряды. В частности, на одном из курильских островов — на Матуа — в скором времени, возможно, будет организована база Тихоокеанского флота. Для этого уже предпринимаются конкретные шаги, подчеркнули в Минобороны РФ.

Как заявил командующий войсками ВВО генерал-полковник Сергей Суровикин на заседании Военного совета Восточного военного округа, именно Сахалин и Курильские острова обеспечивают безусловные гарантии безопасности восточных рубежей и территориальной целостности нашей страны. А для того, что исключить «возникновение даже малейших угроз», в регионе будут предприняты исключительные меры «по развитию военной инфраструктуры, плановому перевооружению соединений и воинских частей, повышению социальной защищенности всех категорий военнослужащих и членов их семей».

Эти заявления прозвучали в тот день, когда президент США Барак Обама, который находится в Японии с визитом, посетил Хиросиму. Обама стал первым американским президентом, посетившим этот город после проведенной там атомной бомбардировки в ходе Второй мировой войны.

А менее месяца назад премьер-министр Японии Синдзо Абэ посещал Россию с официальным визитом, в ходе которого встречался в Сочи с президентом России Владимиром Путиным. Согласно заявлению министра иностранных дел Сергея Лаврова, переговоры Путина и Абэ прошли в конструктивном режиме и в дружеской атмосфере.

Напомним, Япония претендует на четыре острова Курильской гряды, которые по итогам Второй мировой войны отошли к Советскому Союзу. Речь идет об островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Ранее в ряде СМИ появилась информация, что Россия якобы выразила готовность передать Японии эти острова в пользование в обмен на экономическую помощь. МИД РФ эту информацию впоследствии категорически опроверг.

Политики и военные мыслят по-разному

По мнению руководителя Центра международной безопасности Российской академии наук Алексея Арбатова, сегодняшние заявления руководства Минобороны РФ напрямую не связаны с политическими аспектами российско-японских отношений.

«Я пока еще деталей не знаю, но полагаю, что до реализации этих планов еще достаточно далеко, — отметил военный эксперт в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей. — Дело в том, что для создания серьезной военной базы в первую очередь нужны коммуникации. А у нас даже с Камчаткой проблемы, поэтому Владивосток и остается важнейшим центром и для судостроения, и для базирования флота. А уж на Курилах, где вообще из коммуникаций только воздушные и морские, которые легко могут быть нарушены, это особенно проблематично. Нужно понять, что именно там планируется строить и какие деньги на это могут быть выделены из нашего военного бюджета».

По мнению Арбатова, заявления российского военного ведомства по Курилам, скорее всего, прозвучали в отрыве от внешнеполитических реалий и наметившегося курса на сближение позиций Токио и Москвы. «Только что в Сочи приезжал японский премьер Абэ, приезжал вопреки позициям США. У Путина с Абэ состоялась очень теплая беседа. Абэ вообще выступает за снятие антироссийских санкций, — напомнил эксперт. — Тем не менее на этом фоне прозвучало громогласное заявление министерства обороны, которое, судя по всему, с внешнеполитическим курсом напрямую не связано».

Вопрос о «возврате» Японии Курил стоять не может

Другой точки зрения придерживается президент Института стратегических оценок, военный эксперт Александр Коновалов. «По-моему, многое, декларируемое сейчас нашим военным ведомством, на первый взгляд, выглядит как не совсем совпадающее с политикой России: все эти истории со сближениями наших и американских самолетов, с опасными взаимными подлетами и так далее. Мы в последнее время если что-то и демонстрируем, то, как правило, военными средствами, что в условиях, когда Россия и Соединенные Штаты, являющиеся ядерными державами, все еще держат палец на кнопке, может быть очень опасным и непредсказуемым по последствиям. Так, на мой взгляд, нашим странам поступать не стоило бы. А тут американский президент впервые после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки посещает эти места, и у наших лидеров, возможно, возникает тревожное ощущение, что там происходит что-то, что может повлиять на наши интересы. На мой взгляд, возникает совершенно напрасно. И я не думаю, что наше министерство обороны делает такие заявления самостоятельно, скорее всего, они политически санкционированы: вряд ли наше военное ведомство претендует на проведение собственной политики, отличной от политики президента», — отметил эксперт.

«Сейчас вопрос о «возврате» Курил, на мой взгляд, стоять не может, и надо искать какое-то новое решение. Думаю, оно должно лежать в области расширения серьезного экономического сотрудничества и откладывания решения политических проблем на потом, возможно, даже следующим поколениям. Потому что сейчас по внутриполитическим соображениям Россия не может себе позволить заявить, что она что-то вернет Японии. Но контакты с Японией нам очень нужны, потому что Япония — одна из ведущих стран мира, откуда мы можем получать современные технологии. Таких стран не так уж много — это Соединенные Штаты, страны Евросоюза и, пожалуй, Япония», — резюмировал профессор Коновалов.

Анна Кириллова

Оригинал статьи: Информационное агентство ФАН