Никогда больше

Берлин это то место, где вам никогда не дадут забыть о Стене, вожделенной стене, отгораживавшей жителей несчастной ГДР от островка свобод ного мира, как и не дадут забыть об ужасах Катастрофы еврейской нации отдельно и европейской цивилизации в целом.

Есть города вроде Праги и Вены, готовые ради собственных несомненных красот спрятать эту память за фасадами мостов и дворцов, но берлинцы уже какое поколение тщательно ее хранят, прививая внукам и правнукам жгучее неприятие как национал , так и просто социализма, исповедуя главный принцип: «никогда больше».

Сегодняшний Берлин невозможно представить без скорбной змеи Еврейского музея на Линденштрассе, где люди теряют чувство равновесия, двигаясь по наклонному полу здания архитектора Либенскинда, будто бы к своей последней точке. Нельзя и помыслить, что кто-то разрушит самую длинную, более чем километровую галерею под открытым небом в граффити, самым известным из которых, наверное, будет поцелуй Брежнева и Хонеккера художника Дмитрия Врубеля с надписью: «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви». Стену галереи нынче обновили, лишний раз давая понять, что немцы ничего не хотят забывать из своей истории.

Но Берлин это еще и столица Германии – флагмана, надежды и фактического «хозяина» объединенной Европы. ФРГ не только диктует Евросоюзу политику, но трудами и налогами своих граждан за нее отвечает, поэтому любому международному форуму крайне важно обозначить свое присутствие именно здесь, подтвердив свое «удостоверение на кашрут» представительной и влиятельной организации.

До этого Люксембургский форум 14 раз собирался на свои конференции, семинары и рабочие встречи в Вашингтоне, Москве, Люксембурге, Риме, Вене, Женеве и Стокгольме.

Юбилейная, приуроченная к пятилетней дате своего основания, конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы «Актуальные проблемы нераспространения ядерного оружия» открылась 4 июня в Берлине, и участвовали в ней пятьдесят с лишним ведущих международных экспертов по

ядерному нераспространению и разоружению более чем из десятка стран, представляющих все геополитические центры современного мира. У каждого из них, естественно, было свое видение выхода из тупика, в который нас вгоняют Иран и Северная Корея.

Нелишне напомнить, что Форум был создан в Люксембурге в 2007 году, в состав Консультативного Совета вошли 57 наиболее авторитетных и хорошо известных в мире экспертов из 14 государств. В их числе – экс-министр обороны США Уильям Перри, вице-президент РАН, ранее зампредседателя Совмина СССР Николай Лавёров, экс-министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, президент Пагуошского движения Джаянта Дханапала, начальник отдела по мирному использованию атомной энергии МИД Германии Сьюзан Бауманн, председатель правления Стокгольмского института исследования проблем мира Горан Леннмаркер, директор Центра «Восток-Запад» Университета штата Мэриленд, академик РАН Роальд Сагдеев, почётный председатель правления Стокгольмского международного института исследования проблем мира Рольф Экеус, руководитель департамента по контролю и координации политики в области безопасности МАГАТЭ Тарик Рауф. Также в конференции принял участие уполномоченный Федерального правительства Германии по вопросам разоружения и контроля над вооружениями, посол Ральф Никель.

Конференцию открыл президент Международного Люксембургского форума Вячеслав Кантор. Он особо подчеркнул непростую ситуацию, сложившуюся сегодня вокруг Ирана: «По февральским данным МАГАТЭ, Иран втрое увеличил производство обогащённого урана, который может быть использован для создания ядерного оружия. Процесс обогащения урана на ядерных объектах Натанзее и Фордо ведётся ускоренными темпами, на сегодняшний день Иран сумел обогатить 110 кг урана на 20%. Из этого количества меньше чем за один год можно получить оружейный уран. Закончившиеся в конце мая переговоры «шестёрки» с Ираном опять не привели к разрешению кризиса. «Кажущаяся «податливость» Ирана к переговорам связана не с санкциями по резолюциям СБ ООН, а со значительно более жёсткими санкциями, введёнными США и странами Европы. Поэтому для сохранения надежд на мирное разрешение проблемы необходимо не только их сохранение, но и дальнейшее усиление».

По мнению некоторых специалистов Люксембургского форума, Иран, как и прежде, будет всячески затягивать переговорные процессы и выигрывать время для реализации своей ядерной программы.

«Мы подошли к пересечению Ираном «красной линии», после чего остаётся только в полном объёме использовать статью 41Устава ООН, вплоть до финансово-экономической блокады», подчеркнул Вячеслав Кантор.

Выступивший на открытии конференции бывший министр РФ Игорь Иванов обратил внимание присутствующих на тенденцию к снижению уровня управляемости в мировой политике: «Мы живём в условиях растущей неопределённости и возрастающих рисков. Очень трудно прогнозировать долгосрочные и краткосрочные последствия арабской весны на Ближнем Востоке. Человечество сталкивается с принципиально новыми вызовами безопасности, к которым мы по прежнему плохо подготовлены. И всё-таки на фоне многочисленных вопросов, проблем и вызовов в сфере международной безопасности, её ядерное измерение остаётся едва ли не самым важным».

Дело прессы во время подобных конференций ограниченно постулатом профессора Преображенского: «Молчать и слушать», но выступление представителя МАГАТЭ Тарика Рауфа (а он говорил в финале) представительную журналистскую команду из аильских СМИ, как иврито так и англо, русскоязычных несколько насторожило.

Сейчас не времена Аль Барадеи, к которому у израильтян особый счет, поэтому критика нашего государства была предельно смягчена и смикширована. Он вспомнил совещание в ноябре прошлого года в Вене, где присутствовал наш представитель, и выразил сожаление, что объявлению Ближнего Востока безъядерной зоной препятствует позиция еврейского государства, которое категорически выступает против этого уже многие десятилетия. Учитывая пакистанское происхождение г-на Рауфа, так и подмывало предложить начать с Пакистана и Индии, а уже потом, будучи вдохновленными этим успехом, переключиться на Ближний Восток. Кроме того, Рауф выразил опасения перед возможной военной операцией против ядерных объектов Ирана, явно намекая на возможность таковой со стороны Израиля. По его словам, это не приведет ни к каким результатам, а только подтолкнет Иран к еще более интенсивной работе над созданием собственного ядерного оружия. Извините за экскурс к многочисленным выступлениям нашего премьера Нетаниягу, но Чемберлен с Даладье тоже полагали, что Гитлеру Судет хватит. В Берлине это как-то особенно понимаешь. Учитывая, что в заключение было зачитано специальное обращение к Форуму министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который пожелал «содержательной дискуссии, успехов в поиске новых идей», будем считать, что представитель МАГАТЭ имеет право на свое мнение, благо, и у нас в Израиле противники и сторонники военной операции против Ирана высказываются в адрес друг друга куда жестче.

Пожалуй, выступление г-на Рауфа было единственным, где к государству Израиль были предъявлены, пусть и в мягкой форме, хоть какие-то претензии. Сегодня уловка Ахмадинеджада поставить на одну доску Израиль и Иран, «вынужденный вооружаться ввиду угрозы вероятной сионистской агрессии», в Европе не проходит.

Большинство влиятельных фигур Люксембургского форума с пониманием относятся к нашим региональным проблемам и сложному положению государства Израиль – единственного островка демократии и стабильности среди пылающей и кровавой так называемой «арабской весны». А уж в симпатиях к нашей стране Президента Люксембургского форума и, напомню, Президента Европейского еврейского конгресса, доктора Вячеслава Кантора, сомневаться не приходится.

10 мая отмечается как День книги. В этот день в 1933 году студенты нацисты со жгли по университетским городам, включая Берлин, более 25000 томов «негерманских книг». Сегодня всем туристам рассказывают о памятнике сожженным книгам работы израильского архитектора и скульптора Михи Ульмана. Памятник представляет собой пустые книжные полки, установленные ниже уровня мостовой и закрытые сверху стеклом, и расположен он неподалеку от отеля «Рим», где проходила Конференция. «Никогда больше».

Источник: Глобус (еженедельник, Израиль)