«Люксембуржцы» присмотрелись к ядерной программе Ирана

Во вторник в Москве прошло заседание Люксембургского форума - экспертной организации, занимающейся проблемами нераспространения оружия массового уничтожения. Одной из главных обсуждавшихся тем стала ядерная программа Ирана.

Московское заседание форума могло бы превратиться в обычную встречу ветеранов мировой политики, если бы не название документа, на ней обсуждавшегося - «Силовое решение иранской ядерной проблемы: сценарии и последствия». Говорят сами за себя и названия глав доклада: «Возможности вооруженных сил США по осуществлению воздушной операции против Ирана», «Возможности Израиля по нанесению ракетно-бомбовых ударов по объектам Ирана» и т.п.

Авторитетный российский эксперт в области наступательных вооружений Владимир Дворкин объясняет, почему действия Ирана вызывает подозрения: «На протяжении более 10 лет они скрывали свою деятельность в области военных программ. И до сих пор они не дали ответа на вопрос - как к ним попали документы по изготовлению полушарий из высокообогащенного урана? А это нужно только для военной ядерной программы. Как обстоит дело с теми документами, которые свидетельствуют об адаптации головных частей ракеты " Шахаб-3 " для ядерных боезарядов? И целый ряд других вопросов. Пока не будут получены исчерпывающие ответы на них, обеспокоенность их ядерной программой будет оставаться весьма высокой».

Г-на Дворкина удивляет и масштабное строительство Ираном центрифуг по обогащению урана - ведь он располагает лишь одним незавершенным ядерным блоком Бушерской АЭС: «Для одной, двух, трех атомных электростанций крайне невыгодно наращивать мощности по топливному урану. Ирану предлагаются выгодные условия гарантированных поставок топлива для атомных электростанций. И это тоже большой вопрос - почему Иран отказывается от этой программы? Россия уже неоднократно предлагала поставки топлива из Ангарска. Специально создан там центр. США предлагали то же самое. Иран долгое время затягивал ответ на эти вопрос, говорил, что это интересный вопрос, но потом отказывался. Все это вызывает большие подозрения».

Хотя в последнее время Москва оказывает на Тегеран чуть большее давление, она по-прежнему категорически возражает против применения в его отношении силы. Принявший участие в заседании Люксембургского форума бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов находит такую тактику логичной: «К ядерной проблеме Ирана надо подходить комплексно. Это невозможно только рассматривать через количество центрифуг или через те или иные проекты, непосредственно связанные с ядерными технологиями. Надо эту проблему рассматривать в широком политическом контексте, в том числе и с учетом интересов безопасности самого Ирана. Неслучайно мы иногда проводим параллели (хотя здесь не во всем эти параллели оправданы), с движением, хотя и медленным, по ядерной проблеме Северной Кореи. Вот там был более правильный подход, включающий и вопросы безопасности Северной Кореи, и ее экономические интересы, и, естественно, вопросы безопасности соседей. В таком широком контексте, мне кажется, больше шансов выйти на возможные договоренности».

Бывший директор Международного агентства по атомной энергии Ханс Бликс убежден, что экономические санкции достаточно действенны. При этом он понимает двойственность положения, в котором находится не желающая к ним присоединяться Москва: «Для России это очень деликатная тема. С одной стороны, Иран расположен очень близко к ней, и Россия заинтересована в том, чтобы там не развивалась военная ядерная программа. С другой стороны, у России с Ираном хорошие торговые отношения, есть расчет на долговременное сотрудничество. В общем, для них это ситуация деликатная».

Источник: Радио Свобода, Данила Гальперович