Кто остановит атомную опасность

Для человека нет ничего ближе собственного кармана. Кроме своей же головы. За житейскими заботами последнее часто забывается. Не только обывателями, для которых эти заботы – основные, но и сильными мира сего.

– Элиты западного мира на своих форумах предпочитают обсуждать преимущественно экономические проблемы, не желая осознавать, что любой ядерный конфликт разрушит все их экономические расчеты и надежды на стабильность, – посетовал на встрече с журналистами перед итоговым заседанием в Берлине президент Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы доктор Вячеслав Кантор.

Осуждать мировые элиты за беспечность по отношению к ядерной угрозе так же трудно, как попрекнуть любого из нас невниманием к люстре, висящей над головой. Ну висит, ну теоретически может упасть на темечко, но ведь не падает? Это если не перегружать. Опасный перегруз – именно то, что сейчас происходит. Кто-то должен заставить людей, принимающих решения в мире, задрать голову и сосредоточиться на возрастающей угрозе. Как я понял, побывав на берлинской конференции, в этом и заключается задача Люксембургского форума.

Заодно с традиционными дискуссиями по актуальным проблемам в Берлине отмечали и 5-летний юбилей этой мощной общественной организации. Она объединяет более 50 авторитетных экспертов из 20 с лишним стран. В авторитетности ее сила. Это очень громкие имена: главным образом, бывшие министры обороны и иностранных дел, видные ученые-международники.

Среди участников конференции я с удивлением обнаружил и недавнего главу совета безопасности Израиля профессора Узи Арада. В перерыве подошел к нему, спросил, почему он здесь. Оказывается, он был и среди учредителей Люксембургского форума пять лет назад. Возглавив совет безопасности (а Узи Арада на этом посту считали одним из главных игроков, определяющих оборонную стратегию Израиля), прервал свое участие в форуме. Теперь, оставив государственную службу, вернулся.

– Я стремлюсь посещать мероприятия форума, – сказал мне профессор Арад. – Здесь собираются очень серьезные люди, с большим опытом, богатой личной историей. К их мнению прислушиваются независимо от того, какие посты они занимают или не занимают сейчас. Мало где еще можно встретить такое количество специалистов столь высокого уровня в одном месте.

Оценка Узи Арада дорогого стоит. Он много лет был организатором одного из самых авторитетных форумов по вопросам безопасности – ежегодной Герцлийской конференции, так что знает, о чем говорит.

Основные дискуссии экспертов Люксембургского форума проходят за закрытыми дверями. Итоги обсуждений и рекомендации они передают лидерам ведущих держав и международным организациям – ООН, Совету Безопасности, МАГАТЭ.

Насколько можно было сделать вывод из открытых обсуждений и пресс-конференций, и через двадцать лет после окончания холодной войны мы продолжаем жить под ядерной угрозой. Многие участники конференции признавались, что оптимизм, с которым они пять лет назад создавали Люксембургский форум, не оправдался.

По выражению Вячеслава Кантора, «мы подошли к пределу безопасности и сегодня наблюдаем банализацию проблемы».

Сегодня ведущие ядерные державы, прежде всего Россия и США, планомерно сокращают свои ядерные потенциалы. Как сказал академик Николай Лавёров, только что завершена двадцатилетняя работа по демонтажу ядерных реакторов на 200 атомных подлодках, а в соответствии с подписанным в 2010 году новым договором об СНВ ядерные арсеналы России и США к 2020 году сократятся на 80 процентов. Тем временем к ядерному оружию рвутся новые непредсказуемые игроки. И сейчас главная опасность исходит от них.

Прежде всего это, конечно, Иран. Если он добьется своего, цепная реакция распространится и на другие страны третьего мира. Мало того, что сами режимы в этих странах нестабильны, но при таком распространении ядерных технологий доступ террористических организаций к ядерному оружию станет лишь вопросом времени.

Второй очаг напряженности – Северная Корея. КНДР уже обладает арсеналом в 7–9 ядерных зарядов и достаточным ракетным потенциалом. Северокорейские ракеты уже способны долететь до Саратова.

Третья точка потенциального взрыва – Пакистан. У него 330 ракет дальнего радиуса действия, большинство из которых способны нести ядерные заряды. Режим в этой мусульманской стране крайне нестабилен, и именно пакистанские ядерщики раскрыли ящик Пандоры, наладив экспорт ядерных технологий по третьему миру.

Только продуманный, взвешенный комплекс дипломатических и экономических мер, поддержанный всем мировым сообществом, сможет удержать этот кипящий котел от взрыва.

Как ни странно, именно экономический кризис способен стать положительным фактором.

– На фоне глобального экономического кризиса, грядущей рецессии, – сказал на итоговой пресс-конференции глава Пагуошского движения Джаянта Дханапала, – миру придется задуматься, целесообразно ли тратить по 100 миллиардов долларов в год на ядерное вооружение.

Это – если действовать по логике. Но есть и другие мотивы, особенно в том мире, которому сам Дханапала по рождению принадлежит.

Источник: Невское время (газета)