«Карибский кризис может повториться и сегодня»

Целью операции под кодовым названием «Анадырь» было тайное размещение на Кубе ракет средней дальности, способных достичь территории США. Тогдашний глава СССР Никита Хрущев предпринял эти действия в ответ на размещение американских ракет средней дальности типа «Юпитер» в Турции, которые могли легко достигнуть территории СССР.

Название «Анадырь» — по имени административной столицы Чукотского автономного округа — было дано операции для маскировки, и о конечной цели военных проинформировали уже тогда, когда корабли были недалеко от Кубы: «Мы не знали, куда едем. Операция называлась «Анадырь». Лыжи брали с собой, шапки-ушанки, а когда вышли за Ла-Манш, там открыли пакет, в нем историческая справка о Кубе, больше ничего. И написано, когда вскрыть следующий пакет. В Саргассовом море узнали, в какой порт следовать», — вспоминал в одном из интервью участник тех событий, будущий министр обороны СССР Дмитрий Язов.

На кораблях советские баллистические ракеты средней дальности Р-12 были тайно доставлены на территорию Кубы, однако были быстро обнаружены американским самолетом-разведчиком.

Разъяренный президент США Джон Кеннеди ввел морскую блокаду Кубы, а американские военные предлагали американскому президенту уничтожить ракеты с воздуха или же начать полномасштабную операцию против Кубы. Однако было принято решение ограничиться блокадой, чтобы воспрепятствовать советским кораблям подойти к острову.

Советское судно с легкими бомбардировщиками в ящиках направляется в сторону Кубы, 23 октября 1962 года. Фотография предоставлена Минобороны США


Несмотря на то что сама по себе блокада де-факто была актом войны, американские военные не должны были открывать огонь без приказа президента. При этом в обращении к нации Кеннеди заявил, что в случае необходимости действия СССР будут «остановлены любыми средствами, которые будут необходимы».

Как пишет в книге «Кубинский ракетный кризис: на пороге войны» американский исследователь Пол Берн, в случае если бы советские ракеты были приведены в боевую готовность, «они бы могли уничтожить американские города через несколько минут после запуска. Под угрозой был даже Вашингтон. «Холодная война», которая казалась такой далекой, была на заднем дворе Америки».

Руководство СССР тем временем отрицало наличие ракет на Кубе. Когда вопрос об этом был задан советскому постпреду в ООН Валериану Зорину, оказалось, что он сам не знал о размещении ракет и был поставлен в неловкое положение. Прекрасно знавший о том, что ракеты на Кубе есть, глава МИД СССР Андрей Громыко ранее повторил тот же тезис в беседе с Кеннеди.

Президент США Джон Кеннеди (справа) с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко и послом СССР в США Анатолием Добрыниным во время встречи в Белом доме, 18 октября 1962 года


Правда, Кеннеди уже располагал неопровержимыми доказательствами — фотосъемкой мест дислокации ракет на острове Свободы. Именно их американская сторона продемонстрировала в ООН после выступления Зорина.

Угрозы США применить силу, как отмечают историки, фактически поставили мир на грань ядерной войны. В конце октября 1962 года над восточной частью Кубы был сбит американский самолет-разведчик U-2, что еще больше накалило ситуацию.

Это понимал и импульсивный Никита Хрущев, когда в своем письме к Кеннеди высказал возможность достижения компромисса. Ракеты будут убраны, если США уберут свои ракеты из Турции, а также дадут гарантии ненападения на Кубу, писал советский лидер.

«Давайте не только перестанем тянуть за концы каната, но примем меры к тому, чтобы узел развязать. Мы к этому готовы», — предлагал советский лидер.

США также высказали возможность компромисса, и кризис, продолжавшийся 13 дней, был разрешен.

Можем повторить

О Карибском кризисе, который в США еще называют «Кубинским ракетным кризисом», было написано немало работ, и он, по мнению многих экспертов и историков, до сих пор является пиком, за которым мог бы последовать реальный конфликт двух ядерных держав.

С тех времен прошло более полувека, однако возможный ядерный конфликт не выглядит невероятным. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, треть респондентов в России считает, что между США и Россией возможно военное столкновение.

При этом эксперты отмечают, что причиной нового кризиса, который в чем-то будет напоминать Карибский, когда мир снова окажется на грани войны, может стать любое событие.

«Еще год назад военный кризис «карибского» типа был невозможен. Теперь, к сожалению, такой сценарий возможен, пусть и с низкой вероятностью», — говорит «Газете.Ru» эксперт Фонда Анатолия Собчака, историк-американист Сергей Станкевич.

По его мнению, толчком для «кризиса последней черты» могут стать поставки современного летального оружия от стран НАТО на Украину. «В пользу таких поставок давно активно действует конгресс США. Если по внутриполитическим причинам (например, в порядке сделки с конгрессом) Белый дом сломается и начнет вооружать Киев современным оружием, для России наступит ситуация экзистенциальной угрозы, похожая на ту, в которой оказалась Америка в 1962 году из-за поставок советских ракет на Кубу», — говорит эксперт.

«Остается надеяться, что в США память о том, как мы в 1962 году балансировали на грани ядерного уничтожения, не выветрилась. И трезвые головы не допустят ошибок с роковыми последствиями», — говорит Станкевич.

В свою очередь, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла уверен, что повторение Карибского кризиса как прямой угрозы США невозможно. Однако, по мнению Куриллы, «логику Карибского кризиса» в какой-то степени воспроизводит операция в Сирии.

«Если говорить о самостоятельной внешней политике в пику США, то начало операции в Сирии можно считать «повторением», к тому же и результатом сирийской экспедиции было возвращение России в число стран, с которыми вынуждены считаться, что в каком-то смысле воспроизводит логику Карибского кризиса», — рассказал эксперт в беседе с «Газетой.Ru».

Стоит отметить, что после прихода в Белый дом Дональда Трампа, который во многом напоминает по манере эксцентричного и импульсивного Хрущева, в американских СМИ стали все больше говорить о возможности нового кризиса, подобного Карибскому. Так, в одной из своих статей The New York Times называет эскалацию ситуации вокруг Северной Кореи «медленно движущимся Карибским кризисом»: «Когда государственные амбиции, личное эго и смертельное оружие смешены воедино, есть много возможностей для ошибок в расчетах».

ПРО в Европе как предтеча нового Карибского кризиса

В 2007 году о Карибском кризисе в контексте развертывания США системы ПРО в Европе напомнил президент России Владимир Путин на саммите Россия – ЕС. «Для нас ситуация технологически очень похожа. Мы остатки баз из Вьетнама, из Кубы вывели и все там ликвидировали. А у российских границ такие угрозы для нашей страны сегодня создаются», — сказал российский президент.

Тогда США во времена президента Джорджа Буша-младшего лишь только создавали систему ПРО в Европе — на территории Польши и Румынии. Официальной целью стало предотвращение ракетного нападения Ирана.

Сегодня, спустя десять лет, когда эта угроза после ядерной сделки исчезла, система ПРО США по-прежнему на месте. Американская сторона заявляет, что угрозу представляют иранские баллистические ракеты.

Российская сторона не скрывает своей обеспокоенности системой, несмотря на уверения американской стороны, что против России она не направлена. В России считают, что система может быть оснащена не противоракетами, а наступательными ракетами класса «Томагавк». Москва считает, что США нарушают этим Договор о ракетах средней и малой дальности (РСМД), подписанный еще в 1987 году.

Недавно с резким заявлением в отношении американской ПРО в Европе выступил начальник главного оперативного управления Генштаба Виктор Познихер, который, правда, пошел гораздо дальше обычных возражений российской стороны. Cогласно его выступлению на недавней конференции Минобороны, ПРО США в Европе «создает мощный скрытый ударный компонент для возможного нанесения внезапного ракетно-ядерного удара по Российской Федерации».

Правда, как считает директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, заявление генерала идет вразрез с заявлениями президента России Владимира Путина, который ранее заявил, что российские стратегические силы способны выжить при любом ударе.

При этом Арбатов отметил в беседе с «Газетой.Ru», что системы ПРО на основе ракет Aegis еще ни разу не были испытаны для нанесения ударов по ракете на разгонном участке ее траектории: «Эти ракеты для этого не приспособлены, для этого надо делать новую и испытывать ее», — говорит эксперт.

Улучшить ситуацию могли бы взаимные инспекции с коротким сроком действия, однако стороны пока к этому не готовы.

Бывший замглавы Пентагона Александр Вершбоу считает, что отношения России и США в настоящее время даже хуже, чем были в самые тяжелые годы «холодной войны», когда между СССР и США шел диалог по ядерной проблематике: «Нам нужно уйти от нулевого уровня доверия и начинать доверять друг другу», — сказал «Газете.Ru» Вершбоу.

О том, что доверие между Москвой и Вашингтоном потеряно, говорят многие эксперты в области российско-американских отношений. «Чтобы избежать кризисов, подобных Карибскому, необходимо возобновить каналы коммуникации, сегодня их у нас меньше, чем во время «холодной войны», — говорит «Газете.Ru» профессор Джорджтаунского университета Анджела Стент.

Диалог по ядерной проблематике почти затих, к тому же ни в США, ни в России практически не осталось квалифицированных переговорщиков, которые умеют вести и готовить подобные переговоры. О том, что такая проблема существует, на одном из заседаний Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы высказался бывший глава МИД России Игорь Иванов.

Однако положительную реакцию у экспертов вызывает возможное назначение послом РФ в США заместителя главы МИД России Анатолия Антонова, одного из опытных переговорщиков в области ядерного вооружения. Возможно, ему придется сыграть роль не только посла, но и переговорщика, который будет выступать за новое возобновление диалога по ядерной проблематике.

Бывший заместитель главы Пентагона Александр Вершбоу полагает, что диалог о договоре РСМД должен вскоре возобновиться: «В США считают, что Россия не только тестирует, но и собирается поставить на дежурство ракету, которая нарушает договор. У России есть свои обвинения против США, которые я считаю преувеличенными, но нам нужно говорить об этом, иначе, если этот договор перестанет действовать, это будет плохо для всей европейской безопасности».

Источник: Газета.ру