Иранский атом и Израиль: подарок Обаме от Буша

РИА Новости
Петр Гончаров

Первое, с чем столкнется Барак Обама по вступлении в должность, так это с острой необходимостью решения ирано-израильской проблемы. Именно ирано-израильской. Ведь для решения только иранской, связанной с ядерной программой Ирана, у Вашингтона, откровенно говоря, было и есть поле для маневра. Не случайно же Барак Обама в ходе своей выборной кампании касался возможности её дипломатического решения. Но если к этой проблеме добавить ешё и Израиль, то это поле существенно сужается. С одной стороны, Израиль - самая очевидная цель для иранских ракет (которые уже летят за две тысячи километров) в случае оснащения их ядерными боеголовками, а с другой - самый верный союзник США на Ближнем Востоке, которого ещё ни один американский президент не оставлял один на один с исламским миром.

Действующий президент Джордж Буш не был исключением, не раз заявляя, что США не допустят, чтобы Иран вышел на уровень технологий, позволяющих ему создать свою атомную бомбу. Однако, как сейчас оказывается, Буш отклонил просьбу Израиля помочь ему разобраться с растущим и поэтому внушающим реальные опасения ядерным потенциалом Ирана. Как пишут в начале этой недели буквально все СМИ США, Израиль просил США предоставить ему мощные американские «бункеропробивающие» бомбы, чтобы уничтожить комплекс по обогащению урана в Натанзе, рассчитанный на 54 тысячи центрифуг. Вместо этого, сообщает газета, Джордж Буш распорядился организовать некую «секретную операцию по саботированию» ядерной программы Ирана. Более того, согласно газете, эту программу «саботирования» Джордж Буш намерен передать своему преемнику, которому и предстоит решать, надо ли её продолжать или нет. Другими словами, ирано-израильская проблема в её самом остром виде - подарок Обаме от Буша.

Если верить американским СМИ, то на столе у предстоящего президента США на сегодняшний день по иранской ядерной проблеме две концепции, взаимно исключающие друг друга. Одна призывает новую администрацию «принять реальность растущей иранской державы» по аналогии с Китаем. Фактически речь идет о том, чтобы признать тем самым за Ираном право быть «пороговым» государством, ядерные технологии которого от создания собственной атомной бомбы отделяет всего лишь политическое решение.

Другая концепция, известная как «пять принципов» политики США в отношении ядерной программы Ирана, призывает администрацию Обамы в обязательном порядке остановить его ядерные амбиции. В частности, чтобы Израиль вынужденно не пошел на односторонние действия по уничтожению ядерного потенциала Ирана, концепция предполагает, что Обаме надо убедить Иерусалим в том, что США «не допустят превращения Ирана в ядерную державу». Не допустят всеми средствами, включая военные.

Вряд ли кто из экспертов рискнет сегодня сказать, какой концепцией будет руководствоваться избранный президент Барак Обама. Все его заявления на этот счет были более чем осторожными. С одной стороны он практически слово в слово повторил позицию Буша о том, что США не допустят, чтобы их «верный союзник Израиль остался один на один с ядерным Ираном», с другой же постоянно подчеркивает приоритетность дипломатического решения иранской ядерной проблемы.

Конечно, быть может, еще и не время проводить аналогию между двумя концепциями и печально известными двумя стогами сена. Но есть одна существенная деталь. Во всех возможных сценариях отношений США с иранской ядерной проблемой неизбежно присутствует их третий субъект - Израиль. И вряд ли Иерусалим согласен с такими положениями «миролюбивой», скажем так, концепции, которая, в частности, предусматривает: если Иран хочет развивать конструктивные отношения с США, то должен понимать, что в случае, если он использует ядерное оружие против Израиля, это неизбежно приведет к немедленному ответу со стороны США.

Для Израиля «красная линия» в иранской ядерной проблеме сдвинута на значительно более ранние сроки, чем пуск по нему ракет, оснащенных ядерными боеголовками. И Иерусалим, судя по всему, в отличие от Вашингтона не намерен дожидаться подлета иранских ракет. По мнению ряда экспертов, первая «красная линия» - это выход иранской ядерной программы на уровень 10-15 тысяч центрифуг, что позволит ему в короткие сроки при желании создать свой ядерный боезаряд. Второй и главной «красной линией» может служить выход Ирана из Допротокола к ДНЯО, что позволит ему отказать инспекторам МАГАТЭ в незаявленных инспекциях, но это уже крайний случай.

Многие эксперты, например, не без оснований считают нынешние действия Израиля на территории Газа как демонстрацию им Ирану своей решимости. По мнению же других, Газа вполне может быть прологом и к военной операции против Ирана. И вопрос сегодня лишь в том: уже несостоявшейся операции, или все ещё?