Иран хочет дойти до грани

Если бы между США и Россией появилось доверие, то можно было бы гораздо легче решить все остальные проблемы, в том числе и вопрос ЕвроПРО – сообщил нашей газете Президент международного Люксембургского Форума Вячеслав Кантор. В рамках Форума более пятидесяти экспертов по разоружению из 14 стран рассматривали самые актуальные вопросы политики международной безопасности. На прошлой неделе Форум провел пятую конференцию в Берлине.

Г-н Кантор считает, что самой большой проблемой является отсутствие доверия в отношениях Америки и России. Как он упомянул на встрече с журналистами, закрывающей конференцию, мало что было осуществлено в отношении стратегического партнерства, о котором было объявлено на встрече Буша и Путина в Братиславе в 2005 году. Он указал, что соглашение START III, заключенное в 2010 году и вступившее в силу в 2011 году, прекратило стагнацию на переговорах по разоружению. Несмотря на то, что соглашение содержит лишь умеренное сокращение, оно все же сыграло важную роль в продвижении политики «перезагрузки».

Согласно оценке экспертов Люксембургского Форума, в настоящее время самой большой опасностью в международных отношениях является не наличие стратегических ядерных вооружений, а то, что ядерное оружие может попасть в руки террористов. Кантор выразил беспокойство по поводу того, что международный экономический кризис, изменившаяся политическая и экономическая обстановка, перемены на Ближнем Востоке уводят проблему ядерного разоружения на второй план. Основатель Форума считает, что нужно бояться краха международной системы нераспространения, направленной на ограничение распространения оружия массового уничтожения. Он указал, что ядерный клуб увеличился, при этом державы, владеющие ядерным оружием, уменьшили свои обязательства по сокращению количества вооружений.

В своей речи, прозвучавшей на открытии конференции Форума, экс-министр иностранных дел России Игорь Иванов выразил разочарование по поводу того, что после окончания холодной войны не образовался ожидавшийся новый мировой порядок. Неуравновешенные политические отношения приводят к стратегической неопределенности, растет непредсказуемость, увеличиваются факторы риска. Иванов отметил, что очень трудно прогнозировать долгосрочные и краткосрочные последствия «арабской весны». «Человечество сталкивается с принципиально новыми вызовами безопасности, к которым мы по-прежнему плохо подготовлены», - подчеркнул бывший руководитель российской дипломатии. Иванов сказал, что он приехал из Вашингтона, где идут большие споры по поводу того, кто же на самом деле получает больше выгоды от политики «перезагрузки». «Ни Россия не сделала подарок США, ни США не сделала России, подписав договор СНВ-III. От этого выиграли и наши страны, от этого выиграло и международное сообщество», - подчеркнул он. Иванов предостерегает от того, чтобы в США вопросы российско-американских отношений, ракетной защиты и ядерного разоружения становились темой кампании.

Рольф Никель, уполномоченный Федерального правительства ФРГ по вопросам разоружения и контроля над вооружениями, подчеркнул на совещании, что Германия обязалась построить сильную и эффективную систему ядерного контроля. По его словам, если в руках ядерных держав будет сосредоточено меньше ядерного оружия, то система нераспространения станет более надежной. Никель выразил надежду на то, что удастся достигнуть результат на переговорах в рамках встречи «5+1» (в формате Е3+3), проходящей в Москве в середине июня. Немецкий дипломат полагает, что международное сообщество должно продолжать диалог с Ираном, но одновременно с этим необходимо придерживаться политики строгих санкций.

Обобщая высказывания на конференции, во время общения с прессой Кантор сказал, что как считают специалисты, Иран хочет дойти до грани, но остановиться непосредственно перед ней. С момента основания Люксембургского Форума ситуация ухудшилась, у Ирана имеется в три раза больше центрифуг для обогащения урана, чем было пять лет назад. Иран владеет шестью тысячами килограммов низкообогащённого (3,5%) ядерного топлива, и примерно 170 килограммами 20% обогащенного урана. Считается, что через год-два Иран достигнет уровня, необходимого для производства оружия, и сможет произвести 7-8 ядерных бомб. Кантор указал, что для Израиля иранский ядерный потенциал является не политическим вопросом, а первостепенным вопросом безопасности. Эксперты предлагают (в случае необходимости) помимо финансовых и экономических санкций организовать и топливную блокаду. Однако если Тегеран подчинится санкциям, то можно воспользоваться и поощрительными стимулами.

Идут волнующие споры по поводу системы ракетной защиты в Европе. Владимир Дворкин, генерал-майор в отставке, бывший командующий российскими стратегическими ракетными силами, однажды ответил на наш вопрос так: «Соглашение о сотрудничестве России и Америки в области ракетной защиты зависит не от технических деталей, а от воли политиков». Рольф Экеус, шведский дипломат, бывший верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ, который после первой войны в заливе стоял во главе комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям в Ираке, рассказал нашей газете, что, к сожалению, стратегические отношения между Россией и Америкой находятся в состоянии стагнации. «У России и США нет серьезного столкновения интересов. Они заинтересованы в экономическом развитии, целесообразной политике по защите окружающей среды. Поэтому ядерное позерство двух сверхдержав совершенно абсурдно, ведь обе упорно прибегают к устрашению», - сказал он.

Шведский дипломат, который одним из первых поднял вопрос о полном ядерном разоружении, полагает, что Россия возражает против системы ракетной защиты в Европе, потому что считает, что она уменьшит значение российского ракетного арсенала. Даже хотя точно знает, что она не является достаточно эффективной. Роальд Сагдеев, директор Центра «Восток-Запад» университета штата Мэриленд, российско-американский академик, считает, что обе стороны могут ошибаться в отношении замедления разоружения. Потепление отношений после окончания холодной войны отодвинуло на задний план проблему ядерных арсеналов. Сагдеев полагает, что у Обамы хорошая интуиция и понимание ситуации, но он обладает ограниченными возможностями в отношении внесения изменений. Физик-ядерщик указал, что Митт Ромни обвиняет Обаму в том, что он слабоват в политике безопасности, но если он победит на выборах в ноябре, то он продолжит здравую внешнюю политику своих предшественников.

Уильям Перри: Все зависит не от Обамы

Бывший американский министр обороны сообщил нашей газете, что он не является большим поклонником формирования системы ракетной защиты в Европе; с его точки зрения, необходимо найти иной способ преградить путь планам Ирана по ядерному вооружению. Уильям Перри, который возглавлял Пентагон в период первого срока правления Клинтона, много раз приезжал к нам и многое сделал для членства Венгрии в НАТО. Он хорошо помнит, что Тасарская база сыграла ключевыую роль в Балканской войне.

На наш вопрос о том, исполнил ли свои обещания американский президент Барак Обама в области ядерного разоружения, Перри ответил: «Я бы мог найти вопросы, по которым бы стал критиковать Обаму, но борьба с распространением оружия массового уничтожения сюда не относится. Он работал очень жестко и преданно. Вероятнее всего, он сделал больше, чем любой предыдущий президент на том же поприще. Это одно из важнейших достижений его администрации», - указал Перри.

«Это не вина Обамы, что не получилось достигнуть ратификации Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой», - высказался предыдущий глава Пентагона. «Президенту посоветовали, чтобы он не подавал в сенат дело о ратификации во время своего первого срока. Он пообещал это, и я ему верю: если его изберут снова, то он доведет ратификацию до конца». Однако в то же время он выразил сомнение в том, что если победит Митт Ромни, кандидат в президенты от республиканцев, будет ли для него это дело приоритетным. Уильям Перри, который в настоящее время является профессором Стенфордского университета, сказал, что именно в Стенфорде подготовили исследование по вопросам техники контроля CTBT. «Система контроля более надежна, чем была в 1990-е», - подчеркнул он. Бывший министр обороны считает, что США хотят установить положительные и прочные отношения с Россией, и это желание не изменилось с избранием президента Путина. «У меня есть некоторые причины полагать, что отношения сложатся хорошо», - отметил Уильям Перри, член Наблюдательного совета Люксембургского Форума.

Вячеславу Кантору, основателю Люксембургского Форума, 58 лет. Он успешный бизнесмен, влиятельная международная персона, филантроп. Согласно новому списку Форбс он занимает 39 место в списке самых богатых россиян. С 2007 года Кантор руководит Европейским еврейским конгрессом. Пять лет назад он создал Форум по предотвращению ядерной катастрофы. В 2011 году Кантор опубликовал «Манифест о безопасной толерантности», в котором он анализирует вопросы безопасности и толерантности.

Источник: Nepzhava (газета, Венгрия)