Иран идет на обогащение санкций

Иран ввел в строй второй каскад центрифуг, позволяющий резко активизировать работы по получению обогащенного урана. Об этом говорится в докладе МАГАТЭ, подготовленном по итогам недавнего посещения инспекторами агентства ядерного центра в Натанзе. Действия Тегерана, игнорирующего резолюции СБ ООН, вызвали дальнейшую эскалацию иранского ядерного кризиса, приблизив страну к получению оружейного урана. Между тем Тегеран вновь заявил о том, что обогащение урана до 20% преследует мирные цели и является его законным правом.

Выводы экспертов МАГАТЭ, сделанные ими после поездки в иранский ядерный центр в Натанзе 17 июля этого года, обнародовала в понедельник в Вене официальный представитель агентства Джилл Тьюдор. По ее словам, иранская сторона ввела в строй второй каскад из 164 центрифуг для обогащения урана до уровня 20%, в дополнение к первому каскаду, запущенному в феврале этого года. В связи с этим представитель МАГАТЭ указала на то, что эти действия "противоречат резолюциям Совбеза ООН, указывающим на то, что Иран должен приостановить все работы, связанные с обогащением урана".

Доклад МАГАТЭ подтвердил последние оценки экспертов базирующегося в Вашингтоне Institute for Science and International Security (ISIS), обнародованные в минувшую пятницу. Как следует из доклада ISIS, введение в строй второго каскада центрифуг в центре в Натанзе резко расширяет возможности иранской стороны получать уран более высокой степени обогащения, который в перспективе можно использовать для создания оружия. Эксперты обращают особое внимание на то, что два каскада центрифуг объединены в единую систему, что является важным технологическим шагом вперед. "Если Иран будет создавать оружейный уран, он должен будет действовать именно таким способом",- говорится в исследовании ISIS. Напомним, что для создания ядерного оружия необходим уран, обогащенный до уровня 95%. В то же время наличие урана, обогащенного до 20%, позволяет получить оружейный материал гораздо быстрее, чем из низкообогащенного урана уровня 3,5%, который в ядерном центре в Натанзе производили до февраля этого года.

Посещение экспертами МАГАТЭ ядерного центра в Натанзе произошло спустя полтора месяца после того, как 9 июня СБ ООН одобрил новую, уже четвертую резолюцию, ужесточающую санкции против Тегерана за его систематический отказ выполнить требования Совбеза ООН приостановить работы по обогащению урана и возобновить сотрудничество с международным сообществом в решении иранской ядерной проблемы. "Нет никаких оправданий для продолжающегося в Иране обогащения урана до 20%",- прокомментировал выводы экспертов МАГАТЭ официальный представитель госдепа США Филип Кроули, указав на то, что запуск второго каскада центрифуг "подтверждает обоснованность серьезной озабоченности США и международного сообщества" по поводу иранских программ.

Негативную реакцию действия иранской стороны вызвали и в Москве. "Лично у меня складывается впечатление, что введение в строй в Иране второго каскада центрифуг является не чем иным, как демонстрацией властями этой страны неприятия действий СБ ООН",- заявил "Интерфаксу" глава международного комитета Госдумы Константин Косачев. По его мнению, тем самым Тегеран провоцирует международное сообщество на введение в отношении него еще более жестких санкций.

Впрочем, вчера Тегеран в очередной раз отверг предъявляемые ему обвинения. Как заявил официальный представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст, "обогащение урана до уровня 20% - это законное право Ирана и составная часть его мирной ядерной деятельности". При этом иранский представитель указал на то, что Тегеран начал обогащать собственное ядерное топливо после того, как ему было отказано в получении его из-за рубежа. "Ничего нового в том, что вокруг этой темы определенные круги пытаются поднять шумиху, нет. В феврале этого года президент Махмуд Ахмади-Нежад объявил, что, поскольку Ирану не предоставлено топливо для тегеранского исследовательского реактора, мы сами начинаем в Натанзе работы по обогащению урана до 20%. Добавить к этому нечего",- резюмировал иранский представитель.

Источник: Коммерсант