Ядерная компромиссия

Президент США вчера представил новую ядерную доктрину страны. Документ, подписания которого ждали в течение четырех месяцев, декларирует отказ Соединенных Штатов от применения ядерного оружия в случае конфликта с неядерными государствами и полностью меняет приоритеты американской военной стратегии. США больше не готовятся к полномасштабной атомной войне, а главной угрозой считают ядерный терроризм и неконтролируемое распространение оружия массового поражения. Западные эксперты расценивают содержание документа как политический компромисс между Пентагоном и Белым домом. Российские - как "маленький шажок" в сторону снижения роли ядерного оружия в военной стратегии США.

Представление новой ядерной стратегии США Белый дом откладывал как минимум трижды. Первую версию документа, известного как Nuclear Posture Review, глава Пентагона Роберт Гейтс передал в администрацию президента еще в мае прошлого года, официально объявив, что публикация несекретной части "Обзора ядерной стратегии" состоится не позже декабря. Однако этого не произошло ни в феврале, ни в марте текущего года.

"Этот документ вызвал ожесточенные споры между Пентагоном с одной стороны и госдепартаментом и администрацией президента - с другой,- пояснил "Ъ" директор Вашингтонского ядерного информационного центра Ханс Кристенсен.- При этом одни настаивали на кардинальных изменениях военной стратегии, а другие считали, что слишком резкие перемены поставят под угрозу безопасность страны. Барак Обама, как обычно, в итоге принял компромиссное решение".

Несмотря на то что еще год назад, выступая в Праге, президент США назвал главным приоритетом своей администрации полное уничтожение ядерного оружия во всем мире, новая стратегия подчеркивает необходимость сохранения на неопределенно долгий срок американской "ядерной триады": межконтинентальных баллистических ракет, стратегических тяжелых бомбардировщиков и подводных лодок, несущих атомное оружие. Но в отличие от стратегии, принятой администрацией президента Джорджа Буша в конце 2002 года, новая доктрина вообще не предполагает участия Соединенных Штатов в крупномасштабном ядерном конфликте. Впервые угрозы со стороны неядерных государств предполагается отражать только с помощью обычных вооружений, даже если речь идет о применении ими химического, бактериологического или кибероружия.

Для отражения этих угроз, заявил вчера Барак Обама в интервью газете The New York Times, США располагают достаточным количеством возможностей, включая и новые и старые системы обычных вооружений. "Я собираюсь сохранить все инструменты, необходимые для обеспечения безопасности Америки",- подчеркнул президент.

По мнению аналитиков, речь идет о целом комплексе неядерных средств, на которые делает ставку Белый дом. Среди них системы ПРО, размещенные в районе Персидского залива, в непосредственной близости от ядерных объектов Ирана. А представленный в феврале "Четырехлетний обзор обороны" (Quadrennial Defence Review) оговаривал и финансирование разработок нового класса ракет, способных достичь цели в любой точке мира менее чем за час. Этот вид вооружений, получивший название Prompt Global Strike, планируется размещать на территории США, причем пусковые площадки могут быть открыты для международных инспекторов, в том числе из России, которые смогут убедиться, что эти ракеты не несут ядерного оружия.

Новая стратегия отдельно оговаривает, что США рассматривают ядерное оружие исключительно как инструмент сдерживания. Тем не менее Вашингтон оставляет за собой право первым применить ядерное оружие. Такое решение может быть принято, если "уровень разработки химического или бактериологического оружия" может быть признан опасным для безопасности Соединенных Штатов. Обязательство о неприменении ядерного оружия против неядерных государств будет распространяться только на те страны, которые выполняют международные соглашения о нераспространении оружия массового поражения.

Эта оговорка в документе в первую очередь касается Ирана и Северной Кореи. В интервью The New York Times Барак Обама подтвердил, что эти страны "смогут создать ядерное оружие" и вопрос применения против них силы может быть одобрен международным сообществом.

Изменения затронут и систему реагирования стратегических сил США на сигнал о ядерной атаке. В первоначальном варианте ядерной стратегии предполагалось вообще исключить параграф о немедленном запуске баллистических ракет в случае, если системы слежения зафиксируют ядерную атаку противника. Однако окончательный вариант предусматривает, что президент, детально оценив ситуацию, может принять решение об ответном ядерном ударе.

Этот пункт новой стратегии вызывал самые серьезные возражения военных. "Представьте, что вы разобрали свой пистолет и отправили части по почте по разным адресам. А теперь, когда случился кризис и пистолет вам понадобился, подумайте, как вы будете его собирать",- прокомментировал предложение администрации еще в прошлом году начальник стратегического командования США генерал Кевин Чилтон.

Тем не менее вопросы возможности уменьшения риска от случайного запуска администрация США планирует обсудить с Россией уже в ближайшее время. Эксперты считают, что наиболее вероятным решением было бы создание совместной системы раннего предупреждения о ядерной атаке. Этот проект уже обсуждали в 2000 году.

Новая доктрина предполагает значительное увеличение финансирования работы научных центров, занятых контролем над состоянием ядерного оружия. Уже в этом году Соединенные Штаты собираются полностью отказаться от разработок новых видов боеприпасов, ограничившись модернизацией уже имеющегося арсенала. По мнению администрации США, увеличение расходов на совершенствование оружия позволит со временем сократить количество боеприпасов. "Речь идет о совершенствовании боеголовок W76, установленных на ракетах типа Trident, авиационных бомб В61 и зарядов W78, которыми оснащены ракеты Minitman. И хотя администрация заявила об отказе от создания новых видов оружия, некоторые положения доктрины позволяют предположить, что и такая возможность не исключается: пока неизвестно, насколько модернизация сможет продлить жизнь устаревших вооружений",- считает Ханс Кристенсен.

Вопреки ожиданиям сразу нескольких европейских стран, новая доктрина не предполагает вывода с их территории тактического ядерного оружия. Более 200 американских боезарядов до сих пор находятся в Бельгии, Турции, Италии, Германии и Нидерландах. Как заявил президент Обама в интервью The New York Times, для того чтобы принять такое решение, он "должен проконсультироваться с союзниками по блоку НАТО".

Отметим, что этот пункт вызывает крайнее беспокойство Москвы. Так, заместитель секретаря Совета безопасности РФ генерал армии Юрий Балуевский считает, что тактическое ядерное оружие США в Европе - это стратегическая угроза России. "Помимо складированных тактических зарядов США располагают в Европе, в частности в балтийских странах-членах НАТО, инфраструктурой для их развертывания и приема, например, аэродромами,- пояснил "Ъ" директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков.- Таким образом резко сокращается подлетное время до потенциальных целей на нашей территории, что оставляет крайне мало времени для принятия решения руководству РФ".

Тем не менее российские эксперты в целом положительно оценивают новую американскую ядерную доктрину. "Это маленький шажок на пути снижения роли ядерного оружия,- полагает Антон Хлопков.- Но США, обладающие эффективными обычными вооруженными силами, могут себе это позволить". Примечательно, по словам эксперта, что Москва, которая не располагает подобным потенциалом обычных вооружений, при выработке собственной ядерной доктрины, принятой в феврале 2010 года, едва не пошла в противоположном направлении.

В США же обнародованная президентом новая стратегия вызвала критику как со стороны демократов, так и со стороны республиканцев. Первые уже обвинили президента США в недостаточном изменении курса, сформулированного в свое время республиканской администрацией Джорджа Буша, а вторые - в нанесении ущерба безопасности страны. Это стало лучшим свидетельством того, что документ носит компромиссный характер. Дело в том, что в ближайшие месяцы новый договор об ограничении стратегических вооружений между Россией и США, подписание которого планируется 8 апреля в Праге, должен быть ратифицирован сенатом США. "Для Обамы крайне важно сейчас не вызвать раздражения военных и республиканцев в законодательном собрании",- говорит Ханс Кристенсен.

Эксперты также указывают, что, несмотря на целый ряд недоговоренностей, которые содержатся в тексте новой ядерной доктрины, президент Обама не мог себе позволить дальше откладывать ее подписание. В начале следующей недели в Вашингтоне откроется международный саммит по ядерной безопасности, в работе которого примут участие главы 44 государств. Барак Обама уже заявил, что собирается использовать эту встречу для того, чтобы выработать новую международную стратегию по противодействию распространению ядерных материалов. Аналитики считают, что американская администрация на этом саммите постарается заручиться поддержкой ряда государств в своей борьбе с Ираном.

Впрочем, в Исламской Республике, похоже, об этом уже знают. На прошлой неделе президент Ирана Махмуд Ахмади-Нежад объявил, что 17 апреля планирует собрать в Тегеране собственный ядерный саммит, который стал бы альтернативой вашингтонскому. Девиз для встречи президент Ирана уже выбрал: "Ядерная энергия - для всех. Ядерное оружие - никому".

США разворачиваются от ядерного оружия в сторону стратегических вооружений в неядерном оснащении.

Сенсация? Едва ли. Такой поворот американское руководство вынашивало все последние годы. Прозвучавшие еще под занавес правления Джорджа Буша-младшего призывы к "всеобщему ядерному нулю" стали попыткой прощупать настроения политического истеблишмента и общественности как в самих США, так и в других государствах "ядерной пятерки" - России, Великобритании, Франции и Китае. В то время как два последних государства отнеслись к идее "ядерного нуля" без энтузиазма, в остальных странах она аллергии не вызвала. Оставалось наметить, какими темпами двигаться и какие альтернативы ядерному оружию выбрать.

Уже с первых дней в команде Обамы наметилось два конкурирующих лагеря по "ядерному вопросу". Первые - "радикалы" - говорили, что ядерное оружие должно исчезнуть из арсеналов государств мира уже в ближайшие десятилетия. Как ориентир называли 2030 год. Они же настаивали, что Барак Обама должен стать лидером движения к безъядерному миру, и придавали чуть ли не магическое значение кардинальному пересмотру бушевской ядерной доктрины.

Другие, назову их "ядерные постепеновцы", с едва скрываемой усмешкой относились к призывам "скорого нуля". Однако и они поставили на вытеснение доминирующей роли ядерного оружия и замещение его новыми, высокотехнологичными видами неядерных высокоточных вооружений. Тем более что могучая часть американского ВПК такого поворота уже жаждала.

В итоге "постепеновцы" тихо и внятно одержали верх. В новой ядерной доктрине ключевым является тезис о "фундаментальной роли" ядерного оружия в сдерживании нападения на США, их союзников и партнеров.

Впрочем, текст оставляет немало вопросов. Например: каковы критерии применения США ядерного оружия первыми? Или какова роль китайского фактора в политике ядерного сдерживания США? Справедливости ради отмечу, что подобных вопросов не меньше к ядерной политике других ядерных держав (кроме, возможно, Великобритании). В том числе и к России, чья ядерная политика сжато сформулирована в новой военной доктрине и отличается от американской, как в игре "найдите десять отличий": не приглядишься - не отличишь. В то же время полная "ядерная доктрина" России неуместно скрыта под грифом "секретно" в документе, подписанном в тот же день, что и военная доктрина. Еще больше вопросов к молчащему Китаю.

За американскими "постепеновцами" Россия угнаться сможет. И свои планы инвестирования в высокоточное оружие должна выдерживать. А ядерное оружие - шаг за шагом сокращать пока что на пару с США в ритуальном танце под названием "СНВ", который может продлиться еще десятилетия.

Эволюция ядерной доктрины США

Первые документы, регулирующие применение ядерного оружия, были приняты при президенте Гарри Трумэне и предусматривали нанесение превентивного удара по СССР, пока он сам не создал атомную бомбу. По мере роста арсенала масштабы такого удара увеличивались. Так, в 1945 году планировалась атомная бомбардировка 20, а в 1948 году - уже 70 советских городов.

В январе 1954 года, после появления ядерного оружия у СССР, госсекретарь Джон Даллес обнародовал концепцию "массированного возмездия".

В декабре 1960 года при президенте Дуайте Эйзенхауэре принят первый единый комплексный оперативный план, предусматривавший ведение тотальной ядерной войны против СССР, Китая и их союзников. Утвержденный Джоном Кеннеди в 1962 году следующий план учитывал стратегию "гибкого реагирования", допускавшую возможность не только всеобщей ядерной войны, но и ограниченное применение оружия массового поражения. Последующие планы принимались исходя из концепции "выбора целей" и трех вариантов ударов: превентивного, ответно-встречного и ответного.

В 1971 году при Ричарде Никсоне принята стратегия "реалистического устрашения". Она была нацелена на ядерное превосходство над СССР путем резкого наращивания вооружений.

В 1984 году при Рональде Рейгане введена стратегия "прямого противоборства". США должны были иметь возможность принудить СССР в короткие сроки прекратить военные действия на своих условиях.

В 1994 году президент Билл Клинтон одобрил первую версию Nuclear Posture Review. В ней говорилось о снижении роли ядерного оружия, но признавалось его значение для "сдерживания и устрашения" и допускалось применение для защиты страны и союзников.

В 2002 году при Джордже Буше-младшем была обнародована вторая версия Nuclear Posture Review. Документ закреплял возможность применения ядерных сил против неядерных государств, назывались конкретные ситуации для удара и потенциально опасные страны.

Доктрины ядерного клуба

В России возможность применения ядерного оружия описывается в принятой в феврале 2010 года военной доктрине. Москва может использовать стратегические силы "в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства".

В 2009 году Китай опубликовал очередную Белую книгу по национальной обороне. В ней говорится, что Пекин не будет наносить ядерный удар первым и его арсенал "не нацелен на какую-либо страну". Одновременно отмечается, что стратегические силы КНР готовы к контратаке, чтобы "удержать врага от использования ядерного оружия".

Франция с 1970-х годов опиралась на принцип, известный как "слабый сдерживает сильного". Он подразумевает, что страна должна быть в силах нанести неприемлемый по своим последствиям ответный удар любому агрессору. Помимо этого в 2006 году президент Жак Ширак заявил, что в ответ на террористические действия со стороны других государств страна может использовать "выходящие за рамки конвенций средства".

В марте 2002 года секретарь по обороне Великобритании Джефф Хун сделал ряд заявлений, из которых следовало, что страна сохраняет за собой право использовать ядерное оружие против государства, не располагающего таким оружием, и может нанести удар - "если имеются надежные свидетельства неизбежности атаки".

Проект ядерной доктрины Индии был опубликован еще в августе 1999 года, но пока не принят. В документе провозглашается, что Дели может нанести ядерный удар только в ответ и берет на себя обязательства не применять оружие массового поражения против стран, которые им не располагают.

Пакистан, как заявил в 1998 году глава МИД страны Шамсад Ахмад, оставляет за собой право на нанесение упреждающего ядерного удара.

Источник: Коммерсант