Годовой обзор: в 2008 году иранская ядерная проблема по-прежнему не сдвинулась с мертвой точки

Несмотря на угрозу войны, дипломатические переговоры и экономические санкции, в 2008 году ядерная проблема Ирана, привлекающая внимание всего мира, по-прежнему не сдвинулась с мертвой точки.

Американская администрация Джорджа Буша постоянно заявляет, что США прилагают усилия по разрешению иранской ядерной проблемы дипломатическим путем, не исключая возможности применения против Ирана военной силы. Белый дом неоднократно выдвигал Тегерану предупреждения с целью принудить его отказаться от своей ядерной программы. Американская газета "Нью-Йорк таймс" в июне этого года сообщила, что ранее в том же месяце Израиль провел крупномасштабные военные учения, которые, по всей вероятности, были подготовкой к нанесению ударов по иранским ядерным объектам. Такие сведения вызвали серьезную реакцию со стороны Ирана. Тегеран объявил, что ответит на вторжение врага сокрушительным ударом, проведя военную акцию возмездия против американских военных баз на Среднем Востоке. У него на руках есть козырь: если США нападут на Иран, он заблокирует Ормузский пролив. Затем Иран также провел военные учения, чтобы повысить свою способность к преодолению угрозы войны и предостеречь противников, рассчитывающих применить против Ирана военную силу.

Хотя угроза войны существует постоянно, западные страны во главе с США проводят в отношении Ирана главным образом двухколейную политику, характеризуемую сочетанием переговоров с введением санкций.

В июне этого года верховный представитель Европейского союза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана передал иранской стороне выдвинутый шестеркой /США, Великобритания, Франция, Россия, Китай и Германия/ проект по восстановлению переговоров, направленный на разрешение ядерной проблемы Ирана. В упомянутом проекте содержатся новые поощрительные меры в экономической области и предложение о том, чтобы Иран прекратил свою деятельность по обогащению урана в обмен на то, что западные страны откажутся от введения новых санкций против Тегерана. Иранская сторона не дала ясного ответа на упомянутый проект, выразив лишь намерение разрешить ядерную проблему путем дипломатических переговоров и заявив, что отказ от прекращения деятельности по обогащению урана является "красной линией", на которой Иран будет неуклонно настаивать. Затем Х. Солана провел неоднократные переговоры с главой иранской делегации на переговорах Саидом Джалили, надеясь на скорейшее получение позитивного ответа на новый проект от иранской стороны. Однако Иран ни в коем случае не согласится на переговоры с какими-либо предварительными условиями, а также не отступит ни на шаг от "красной линии", что создает серьезные препятствия на пути проведения переговоров.

Одновременно с этим западные страны во главе с США не ослабляли давления на Иран путем введения против него санкций. В течение минувшего года под влиянием США СБ ООН приняла резолюции 1803 и 1835 по ядерной проблеме Ирана. США в одностороннем порядке ужесточили санкции против правительственных органов, войск, банков и отдельных частных лиц Ирана, ЕС также усилил экономические санкции против него. Однако эти меры не изменили позиции Ирана, который многократно подтверждал, что санкции не помешают ему приобрести ядерные технологии. После разрыва в 1980 году дипотношений между США и Ираном последний постоянно подвергается экономическим санкциям со стороны Вашингтона. Подобные санкции не новы для Ирана, который уже накопил большой опыт в процессе сопротивления им.

В ядерном вопросе Иран постоянно действует то кнутом, то пряником, чтобы противостоять давлению со стороны Запада. С одной стороны, Иран отказывается приостановить деятельность по обогащению урана и непрерывно осуществляет военные маневры, с другой -- делает вид, что готов провести с Западом переговоры, многократно заявляя о намерении продолжать сотрудничество с МАГАТЭ. Тактика Ирана дала определенные результаты: его ядерная проблема постоянно находится в тупике, что дало ему время для развития своей ядерной программы.

После всеобщих выборов в США на новоизбранного президента Барака Обаму возлагают большие надежды в плане урегулировании иранской ядерной проблемы. Б. Обама считает, что непосредственные контакты с иранскими руководителями по дипломатическим каналам будут способствовать урегулированию иранского ядерного вопроса лучше, чем ужесточение санкций. Такая позиция отличается от позиции администрации Джорджа Буша, которая проповедует "иранскую угрозу", отказываясь вести прямые переговоры с Ираном. Поздравительное письмо президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в адрес Б. Обамы в связи с его избранием президентом также рассматривается как сигнал готовности Ирана пойти на контакты с США.

Однако некоторые аналитики отмечают, что американская политика по отношению к Ирану характеризуется преемственностью, в связи с чем после инаугурации Б. Обамы ситуация вряд ли измениться коренным образом. 18 ноября руководящая команда Б. Обамы объявила на своем веб-сайте, что следующее правительство США намерено проводить по отношению ко всем странам прямую и решительную дипломатическую политику без выдвижения каких-либо предварительных условий. Однако она подчеркнула, что предпримет реальные и активные меры, а также продолжит оказывать на Иран давление с целью предотвращения получения последним ядерного оружия.

Из этого явствует, что вопросы о том, какие изменения произойдут в политике США в отношении Ирана, и какой отклик последует со стороны Тегерана, стали ключевыми в разрешении иранской ядерной проблемы. Ответы на них будут даны только после официального прихода Б. Обамы в Белый дом.