Экс-глава МАГАТЭ назвал западную политику в отношении России «провалом»

России неприятно ощущать, когда натовские танки располагаются вдоль ее границы

Напоминает ли нынешняя международная ситуация «Карибский кризис» 1962 года, когда мир оказался на грани ядерной войны? Западные политики пока не торопятся рассуждать об этом вслух. Однако в кулуарах международной политики уже активно обсуждается необходимость срочной реанимации переговоров по контролю над ядерными вооружениями и разрешению региональных ядерных проблем.

Тема глобальной ядерной катастрофы была в центре внимания состоявшегося недавно в Женеве заседания Круглого стола «Люксембургского форума», крупнейшей неправительственной международной организации, объединяющих ведущих экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений. Один из участников “Круглого стола" бывший министр иностранных дел Швеции и экс-гендиректор МАГАТЭ Ханс БЛИКС поделился с "МК" своей точкой зрения на происходящие события.

– Люксембургский форум всегда был интересным местом для обмена мнениями, в особенности между российскими специалистами по разоружению и коллегами из США и Западной Европы. И такой диалог в особенности интересен сегодня, поскольку из-за ситуации вокруг Украины взаимоотношения существенно охладели и нужно вернуться к разрядке в отношениях между Россией и Европой. Когда-то именно благодаря Хельсинкскому совещанию по безопасности и сотрудничеству удалось реализовать дух разрядки напряженности и теперь нам нужно к этому вернуться.

– Видите ли вы для такого шага позитивные симптомы на международной арене?

- Разумеется. Есть позитивные симптомы в последних событиях, но я считаю, в значительной мере многое будет определяться именно действиями нового правительства Украины. Основной же глубинной причиной нынешней ситуации я считаю то, что в Москве имеется страх перед возможным расширением НАТО.

России неприятно ощущать, когда натовские танки, да и координация всей стратегии НАТО смогут распространяться вплоть до российской границы. Не думаю, что представители НАТО могли бы заявить сегодня, что они не допустят принятия Украины, Грузии или Молдовы в НАТО, если те проявят желание и соблюдут все соответствующие требования…

А вот новое правительство Украины могло бы четко заявить, что у него нет намерения присоединяться к НАТО. Тем более вполне понятно, что Украина будет сближаться в экономическом плане с ЕС. И здесь нужно найти способы примирить экономические интересы Москвы с экономическими интересами и Киева и Евросоюза.

Я считаю провалом то, что этого не было сделано еще два года назад. Все это время Россия двигалась по пути альянса с Казахстаном и Востоком в целом, а ЕС - экономического альянса с Украиной Молдовой, Арменией, Грузией. Не пора ли вернуться к тому чтобы заняться примирением этих двух направлений интересов? И сокращением численности вооруженных сил?

Есть договор об обычных вооруженных силах в Европе. В свое время, после окончания “холодной” войны, этот договор был важным элементом разоружения. Его нужно возродить и соответственно потребуется возродить деятельность в формате ОБСЕ, являющийся очень подходящим форматом для взаимодействия между Россией, странами Европы и США, впрочем, как и наш “Люксембургский форум” .

– Если говорить о попытках стабилизировать ситуацию сложившуюся вокруг Украины, Вы считаете можно добиться положительного результата, в ситуации, когда стороны перестали испытывать друг к другу доверие?

- Я думаю, в этой проблеме есть два ключевых элемента. Один - предпринятый отвод российских вооруженных сил от украинской границы. А другая составляющая, это содействие, назовем это так, выводу спонтанных и может быть не очень спонтанных, сил действующих сейчас на востоке Украины. Такие силы не стоит задействовать для дестабилизации Украины как неких саботажников или диверсантов.

Ангела Меркель правильно сказала, подобным методам не место в XXI веке. Но с другой стороны, я считаю, что НАТО должно воздержаться от военных маневров на территории Украины… Я думаю, для успешного результата нужно избегать провокаций, содействовать разрядке и исключению вообще всей военной составляющей из этой ситуации.

– По поводу провокаций в международной политике. Несколько лет назад в интервью британской «Гардиан» вы очень эмоционально и жестко высказались в отношении действий администрации США на международной арене, заявив примерно следующее: “Эти недоноски из Вашингтона хотят потопить ООН”. Наблюдая за происходящими в Европе событиями из России, кажется, действия США не сильно изменились с того времени...

– Припоминаю, о чем я говорил. Не уверен, что именно так это было сформулировано, насчет «потопить». Может быть, «торпедировать»… Считаю, что положения устава ООН являются принципиальными. И должны соблюдаться всеми. Я не обсуждаю сейчас, соответствовало ли уставу ООН вмешательство в Косово. Но нападение США на Ирак в 2003 году, опять же, угроза США нападения на Сирию в связи с химическим оружием, угрозы по поводу нанесения ударов по Ирану, в случае движений к созданию ядерного оружия. Все это противоречит положениям устава ООН.

Уставом ООН запрещено как применение силы, так и угроза применения силы в отношении территориальной целостности и суверенитета других государств, если таковые не требуются для самообороны в случае агрессии. Или если разрешение на таковые не дал Совет безопасности ООН. Совершенно очевидно, что СБ ООН никогда не даст санкции на бомбардировку Сирии или Ирана Соединенными Штатами. И совершенно недостаточно, когда господин Обама говорит - «надо воздерживаться от аннексии», нужно и остальные положения устава ООН соблюдать. Вместе с тем, я считаю, что действия России в Крыму являются нарушением устава ООН и всем нужно вернуться к соблюдению положения устава.

– Сравнивая события прошлых лет, угрожавшие стабильности мира и вашу столь эмоциональную реакцию на действия Вашингтона…

— (перебивает) Ничего эмоционального в этом не было. Это была совершенно юридическая оценка (смеется)…

– …и нынешние события. Я имею в виду военные угрозы со стороны НАТО в адрес обладающей мощным ядерным потенциалом России. Какую бы вы предложили альтернативу?

– Не думаю, что Россия подвергается военным угрозам. И не думаю, что НАТО реально угрожает России. Но я понимаю, что Россия испытывает дискомфорт при мысли о том, что войска НАТО могут оказаться у ее границ. И в этой ситуации я являюсь сторонником позиции моей родины, Швеции, сохраняющий свой неприсоединившийся статус. Именно не нейтралитет, а пребывание за пределами НАТО.

Источник: Московский комсомолец