Долг России и Америки сообща исключить возможность появления у ИГИЛ ядерного или радиологического оружия

Экс-сенатор и сопредседатель фонда "Инициатива по снижению ядерной угрозы" Сэм Нанн призывает восстановить двусторонние связи между Россией и США и усовершенствовать механизмы, снижающие вероятность возникновения недоразумений между НАТО и Россией в военной сфере. Необходимо объединить усилия и исключить возможность появления у Исламского государства ядерного или радиологического оружия.

Совместная конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и фонда "Инициатива по снижению ядерной угрозы" "Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и гипертерроризм", 1 декабря 2015 года.

Замечания бывшего сенатора Сэма Нанна, сопредседателя фонда "Инициатива по снижению ядерной угрозы"

Основные задачи фонда "Инициатива по сокращению ядерной угрозы" заключаются в контроле над ядерными вооружениями и предотвращении гипертерроризма – и мы рады возможности провести эту совместную с Люксембургским форумом конференцию.

Нам нужно многое обсудить и принять решения по целому ряду вопросов:

Мы видим углубляющееся с каждым днем недоверие между руководителями и народами США и России – недоверие, ставящее под угрозу перспективы нашего дальнейшего сотрудничества.

Жесткая, безответственная риторика распространяется и на вопросы, связанные с ядерными вооружениями.

Отсутствуют согласованные планы и взаимоприемлемая повестка дня, необходимые для определения дальнейших шагов по контролю над ядерными вооружениями и снижению уровня риска.

И американские, и российские эксперты по контролю над вооружениями устраняются из этого процесса, покидая свои посты и отходя от дел. Вместе с ними уходит накопленные в течение десятилетий знания и опыт – восполнить эту потерю будет очень трудно.

Запасы ядерного оружия наших стран действительно сократились, однако с тех пор как кончилась холодная война, отношения между Соединенными Штатами и Россией еще никогда не достигали такого градуса напряженности.

Вне всякого сомнения, сильнейший удар по американо-российским отношениям, равно как и по сотрудничеству в евроатлантическом регионе нанес украинский кризис.

Все это привело к обострению политической напряженности, введению экономических санкций и даже создало угрозу военной конфронтации между Западом и Россией. Риск эскалации конфликта – намеренной или ненамеренной – возрос во много раз. В регионе сложилась исключительно опасная ситуация, усугубляемая высокой концентрацией обычных и ядерных вооружений. На настоящий момент к числу последствий можно отнести гражданскую войну в Сирии, сбитый российский самолет и отсутствие какой бы то ни было координации в борьбе с ИГИЛ.

Сегодня нам необходимо ответить на несколько очень важных вопросов:

Способны ли наши лидеры осознать тот факт, что в ядерной войне не может быть победителей?

Способны ли наши лидеры осознать, что наши двусторонние отношения могут строиться только на основе стратегической стабильности?

Способны ли наши лидеры договориться о сотрудничестве, базирующемся на общих интересах – таких как ядерная безопасность и борьба с радикальным экстремизмом?

И, наконец, способны ли наши лидеры отказаться от логики холодной войны, основанной на принципе "кто кого", ради обеспечения взаимной безопасности и ликвидации наиболее серьезных факторов риска?

Я бы добавил к этому списку еще один вопрос: способны ли наши лидеры и наши граждане признать, что человечество вступило в новую эру, когда национальные государства больше не обладают монополией на оружие массового поражения и тотального разрушения? Суть момента заключается в том, что все мы являемся участниками грандиозной гонки между сотрудничеством и катастрофой, причем сотрудничество, судя по всему, не стоит на месте, а удаляется от нас.

Всем понятно, какое множество проблем нам предстоит решить. Как я намерен показать в течение ближайших двух дней, нам не следует углубляться в выяснения, "кто виноват", – главное понять, "что делать".

Хотелось бы поделиться некоторыми соображениями относительно того, какие первоочередные шаги следует предпринять Соединенным Штатам и России, чтобы снизить уровень риска:

Во-первых, следует убедить наших высокопоставленных чиновников отказаться от угрожающей риторики и безответственных апелляций к ядерному оружию и впредь строить общение исходя из принципа взаимного уважения. В противном случае мы встанем на путь, который может привести только к дальнейшей эскалации напряженности и повышению уровня риска. Руководители наших государств должны осознать, что бездумная и самонадеянная риторика создает атмосферу, усугубляющую взаимное непонимание и превратное толкование намерений друг друга, в том числе и по отношению к действиям военных структур.

Во-вторых, Соединенным Штатам и России необходимо восстановить и укрепить каналы двусторонней связи. Мы больше не имеем права относиться к диалогу как к предмету торга. "Вы нас разозлили и будете за это наказаны – мы с вами больше не разговариваем" – это не тот тон, в котором должны разговаривать две страны, контролирующие 90% мировых запасов ядерного оружия и сырья. И наше военное руководство, и представители спецслужб, и члены совета НАТО-Россия обязательно должны вести непрерывный конструктивный диалог.

В-третьих, США, НАТО и Россия должны сообща работать над усовершенствованием механизмов, снижающих вероятность возникновения недоразумений между НАТО и Россией в военной сфере. Инцидент с российским самолетом, сбитым на прошлой неделе Турцией, можно считать отрезвляющим предупреждением, которое должно заставить нас срочно заняться разработкой инструментария, позволяющего свести к минимуму риск случайных столкновений между авиацией НАТО и военно-воздушными силами России. То же относится и к военным флотам обеих сторон.

В-четвертых, Соединенным Штатам и России следует согласовать меры по укреплению взаимного доверия, включая и те из них, которые предусмотрены ныне уже неактуальным Договором об обычных вооруженных силах в Европе. Это позволит укрепить стратегическую стабильность и снизить риск взаимных недоразумений, в том числе и за счет обеспечения диалога между военными ведомствами. Необходимо также активизировать работу центров по уменьшению ядерной опасности, основанных нами в прошлые десятилетия.

И наконец, Соединенным Штатам и России пора объединить усилия в борьбе с ИГИЛ. Эта структура угрожает важнейшим национальным интересам обеих наших стран. В частности, долг России и Америки сообща исключить возможность появления у ИГИЛ ядерного или радиологического оружия. Для этого необходимо восстановить сотрудничество между Соединенными Штатами и Россией в области ядерной безопасности, обеспечив обмен разведданными между двумя правительствами: только таким путем можно обнаружить и искоренить незаконный оборот ядерных материалов, в том числе и тех, которые могут использоваться для изготовления "грязной" бомбы.

Я очень рассчитываю на то, что в течение ближайших двух дней мы проведем плодотворное обсуждение этих наболевших вопросов.

Источник: russiancouncil.ru