Договор СНВ в пражском интерьере

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама подписали вчера в столице Чешской Республики Праге новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), по которому соответствующие арсеналы обеих стран сократятся примерно на одну треть. Договор охарактеризован обоими главами государств как равноправный и обеспечивающий баланс интересов России и США.

Подписание договора, над текстом которого дипломаты и эксперты обеих стран работали с лета прошлого года, состоялось в Пражском граде, старинном красочном замке в центре чешской столицы. Перед этим Медведев и Обама провели переговоры по широкому кругу международных двусторонних проблем, а затем вышли в подготовленный к церемонии Испанский зал Пражского града.

«Мы получили документ, который в полной мере выдерживает баланс интересов России и США», – сказал Дмитрий Медведев сразу после подписания договора. «Главное, что здесь нет выигравших и проигравших... Это в полной мере характеризует то, что сейчас было сделано. Победили обе стороны, которые упрочили свою безопасность, а с учетом нашей победы победило все мировое сообщество», – подчеркнул российский президент.

Со своей стороны Обама подчеркнул сложившиеся между ним и Медведевым взаимоуважительные рабочие отношения.

«Мы встречались и общались по телефону много раз во время переговоров по новому договору, и в результате у нас создалось очень эффективное рабочее сотрудничество, основанное на откровенности и взаимном уважении», – сказал президент США.

По оценке двух президентов, договор способствует укреплению международной безопасности и открывает дорогу к новым договоренностям.

В частности, Барак Обама высказал надежду, что документ даст толчок к обсуждению с Москвой вопросов сокращения тактических вооружений, в том числе неразвернутых.

Как уже ранее сообщалось, ДСНВ предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали:

– 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ);

– 1550 единиц для боезарядов на них;

– 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также ТБ.

Соглашение представляет собой внушительный (более 160 страниц) пакет документов, включающий собственно Договор, конкретизирующие его статьи и прописывающий порядок его выполнения Протокол, который является неотъемлемой частью Договора и имеет равную с ним юридическую силу, а также Приложения к Протоколу. Некоторые приложения не входят в подписной пакет и поэтому могут «доводиться» экспертами и после подписания.

В целях обеспечения жизнеспособности и эффективности Договора и разрешения любых неясных моментов, связанных с его осуществлением, учреждается специальный орган – Двусторонняя консультативная комиссия.

В связи с подписанием ДСНВ российская сторона опубликовала свое заявление. «Договор между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей систем противоракетной обороны США, – говорится в документе. – Следовательно, исключительные обстоятельства, упомянутые в статье XIV Договора, включают также такое наращивание возможностей систем противоракетной обороны США, при котором возникнет угроза потенциалу стратегических ядерных сил РФ».

В выступлениях президентов РФ и США был затронут и вопрос ратификации договора. По словам Медведева, процесс утверждения документа в обеих странах должен быть синхронным. В таком случае «ни одна страна не будет чувствовать себя ущемленной», считает президент. «В нашей истории, особенно если брать советский период, были примеры, когда одно государство ратифицировало соглашение, а второе говорило: извините, изменились обстоятельства. Этого мы не должны допустить, – заявил Медведев. – Синхронная внимательная и предельно открытая дискуссия по этому поводу и последующее утверждение нашими парламентами – вот что нам нужно. За Россией в этом смысле задержки не будет».

Со своей стороны Барак Обама заверил, что будет работать с Сенатом Конгресса США, чтобы ратифицировать договор позднее в этом году. «Я вполне уверен в том, что республиканцы и демократы в американском Сенате, просмотрев этот документ, увидят, что США обеспечили свои ключевые национальные интересы», – сказал Обама. «Я уверен, что мы добьемся ратификации, – сказал президент США. – Мы опять начинаем двигаться вперед, оставляя позади холодную войну и глядя в глаза новым вызовам и угрозам».

Позитивную оценку новому ДСНВ по горячим следам дали ведущие мировые эксперты в сфере нераспространения ОМУ, собравшиеся вчера в Вене на заседание Рабочей группы Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.

По словам президента форума Вячеслава Кантора, значение договора не только в том, что стратегические силы двух главных ядерных держав будут ограничены более низкими уровнями. Документ также позволит возобновить «центральный процесс в сфере ядерного разоружения, который был фактически прерван в течение последнего десятилетия». «Это крупнейший шаг двух ведущих держав в деле ядерного разоружения и в выполнении их обязательств по статье 6 Договора о нераспространении ядерного оружия», – считает собеседник «НГ». Кантор полагает, что руководству США и России необходимо продолжить проведение консультаций и переговоров по дальнейшим договоренностям о ядерном разоружении, прежде всего по вопросам сокращения и ограничения стратегических и нестратегических (тактических) ядерных вооружений. При этом Великобритании, Франции и Китаю на данном этапе целесообразно взять на себя обязательства ограничить свои ядерные силы на достигнутом уровне, заключил эксперт.

Председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Дворкин отметил важность влияния договора на весь процесс сокращения ядерных вооружений. «Страны договариваются в дальнейшем обсуждать возможность новых сокращений, проводить консультации по сокращению тактических ядерных вооружений. Договор имеет также важное значение для успеха Обзорной конференции по ДНЯО в мае в Нью-Йорке», – резюмировал эксперт.

Источник: Независимая газета