Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности: не важно кто первый начал

Расшатывание основ Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности грозит катастрофой не только Европе.

Министерство обороны США в течение нескольких месяцев выработает ответные меры в соответствии с ситуацией, складывающейся вокруг российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Об этом сообщил 18 июля 2017 года заместитель председателя Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Пол Селва.

Выступая на слушаниях в комитете по делам вооруженных Сената Конгресса США, он заявил, что, согласно его расчетам, начавшийся весной пересмотр американской доктрины применения ядерного оружия завершится «через несколько месяцев». При этом будет учтено нарушение ДРСМД Россией, которое (как утверждает американская администрация) имеет место с 2014 года.

По словам Пола Сельвы, цель пересмотра ядерной доктрины - обеспечить президенту США возможные варианты ответа на шаги России в отношении ДРСМД. При этом он уточнил, что речь идет именно о возможных вариантах действий, а не о решениях утвержденных администрацией США.

Одновременно он высказался за использование «всех инструментов, существующих внутри Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, чтобы вести переговоры с россиянами и попытаться принудить их вернуться к соблюдению» данного документа.

«Нам следует также взглянуть на заложенные в договоре программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, доступные нам, чтобы действительно увеличить давление на россиян». Механизмы договора позволяют разрабатывать, но не испытывать ракеты средней и меньшей дальности.

По мнению генерала, Москва едва ли вернется к соблюдению норм ДРСМД. Тем не менее (если стороны все-таки урегулируют противоречия по поводу него), есть необходимость выработать «метод действительной верификации соблюдения (его положений), требующий инспекции оружейных систем», которые, согласно данным США, развернула Россия.

Не иметь, не производить, не испытывать, не развертывать

Напомним, суть этого двухстороннего соглашения, подписанного в Вашингтоне в 1987 году Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом, состоит в том, что США и Россия отказываются иметь, производить, испытывать и развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1.000 до 5.500 км) и меньшей (от 500 до 1.000 км) дальности. Договор вступил в силу в июне 1988 года.

Через три года условия по ликвидации были выполнены. СССР уничтожил 1.846 ракетных комплексов, в том числе мобильные пусковые установки комплексов «Пионер» с баллистическими ракетами, оснащенными тремя разделяющимися головными частями индивидуального наведения, баллистические ракеты шахтного базирования Р-12 и Р-14, крылатые ракеты типа РК-55, оперативно-тактические ракетные комплексы «Темп-С» и «Ока». США уничтожили 846 ракетных комплексов с тактическими и оперативно-тактическими ракетами Pershing-2 и Pershing-1, а также с крылатыми ракетами типа Tomahawk. Российские критики ДРСМД с тех самых времен и до сих пор утверждают о его невыгодности в связи с тем, что СССР уничтожил более чем в два раза больше ракет и в три раза больше боезарядов чем США.

В противоположность им, Владимир Дворкин - доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке - считает такую точку зрения необоснованной. Во-первых, следует принять во внимание, что баллистические ракеты Pershing-2 были оснащены высокоточными головными частями, с высокой проникающей способностью, с возможностью регулирования мощности боезарядов в зависимости от плотности и толщины грунта над заглубленным сооружением. Во-вторых американские крылатые ракеты обладали повышенной точностью попадания за счет системы наведения по рельефу местности и были трудно уязвимы для тогдашних средств ПВО.

Все это, наряду с коротким подлетным временем баллистических ракет Pershing-2 (8-10 мин.) представляло колоссальную угрозу высокозащищенным центральным командным пунктам в Москве, где в угрожаемый период могло находиться высшее военно-политическое руководство СССР, обеспечивающее управление вооруженными силами и страной.

В зоне их поражения также находились стационарные пусковые установки МБР и другие объекты ракетно-ядерной инфраструктуры в Европейской части Советского Союза. При этом советские ракеты аналогичного класса не могли достигнуть территории США. В свете вышеизложенного, по мнению В. Дворкина, условия Договора РСМД следует считать взаимовыгодным разменом количества на качество, что в тогдашних условиях было более, чем оправданным.

Операция прикрытия

И тем не менее в течение всего срока действия договора и в Россия, и в США определенные политические силы периодически выдвигают взаимные обвинения в нарушении договора, требуя его денонсации. Особенно активно Москва и Вашингтон начали обмениваться взаимными претензиями после начала украинского кризиса.

Суть основных обвинений Вашингтона в адрес Москвы сводится к следующему: во-первых, представители американских официальных кругов утверждают (не предъявляя, правда, фактических доказательств), что одна из крылатых ракет, входящих в боекомплект оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М», имеет дальность полета свыше 500 км, что запрещено Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Во-вторых, баллистическая ракета РС-26 «Рубеж», заявленная как межконтинентальная (сейчас она находится в процесс принятия на вооружение РВСН России), была испытана на дальность менее 5.500 км. Что также, по мнению военных экспертов США, противоречит положениям ДРСМД.

Исходя из чего, американской стороной рассматривается три варианта военного ответа на эти нарушения: развитие оборонительных средств, подготовка упреждающего «контрсилового удара» по нарушающим договор вооружениям, а также создание «возможности ядерного удара по промышленным центрам» потенциального противника.

Как заявил не так давно в эфире радио Sputnik профессор Академии военных наук РФ Владимир Козин, обвинения в адрес России со стороны США в нарушении ДРСМД (и заявления о намерениях денонсировать его под данным предлогом) в первую очередь вызваны тем, что данное соглашение мешает Вашингтону в реализации собственных планов по разработке баллистических и крылатых ракет средней дальности.

Вторая причина состоит в создании «информационного прикрытия» своей деятельности, нарушающей положение ДРСМД. «Американцы давно уже испытывают ракеты меньшей, средней и так называемой промежуточной дальности при проверке боевых средств ракет-перехватчиков системы противоракетной обороны, где крылатые и баллистические ракеты используются в качестве реальных мишеней.»

Ну а третья заключается в том, что США посредством информационных атак хотят помешать России создать перспективное оружие, которое тем не менее не подпадает под ограничения договора от 1987 года.

Мало не покажется

Не остается в долгу и российское военно-политического руководство: оно утверждает, что американские разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) Predator и Global Hawk совершенно однозначно подпадают под категорию аэродинамических ракет дальностью свыше 500 до 5.500 км, запрещенных ДРСМД. Дальность действия БПЛА Predator составляет 1.000-1.500 км, Global Hawk - несколько тыс. км.

Вторая группа претензий России состоит в том, что США развертывают в Румынии и в Польше транспортно-пусковые установки (ТПУ) ПРО, аналогичные ТПУ Mk-41 системы ПРО Aegis, используемым на кораблях ВМС США, из которых возможно запускать не только противоракеты типа Standard-3M, но и крылатые ракеты Tomahawk, обладающие дальностью полета 2.500 км.

А также применяют при испытании системы ПРО баллистические ракеты-мишени типа Gera, которые являются аналогом баллистических ракет средней дальности. Что, по мнению российских экспертов, также следует считать нарушением договора РСМД.

Между тем, по мнению члена-корреспондента Российской Академии ракетных и артиллерийских наук Константина Сивкова, угроза выхода США из Договора по ликвидации ракет средней и меньшей дальности более чем реальна и требует подготовки соответствующего ответа. Во-первых - это восстановление системы «Периметр», получившей на Западе название «мертвая рука». Которая даже в случае полного уничтожения системы управления РВСН РФ обеспечит нанесение по США ответного удара а автоматическом режиме. Во вторых - развертывание ракет средней и малой дальности С-10 «Гранат», ракетного комплекса морского базирования с крылатой ракетой стратегической дальности КС-122. А также крылатых ракет средней дальности P-500, разработанных для ОТРК «Искандер». В-третьих - наращивание числа крылатых ракет Х-101 (в обычном оснащении) и Х-102 (в ядерном) дальность поражения которых превышает 5500 км. Эти комплексы наиболее оптимально развернуть на территории Сибири. В мобильном варианте они могут быть размещены на полуприцепах обычных грузовых автомобилей.

На более отдаленную перспективу следует предусмотреть создание и развертывание боевых железнодорожных ракетных комплексов, практически неуязвимых для обезоруживающего удара.

Наконец, речь может зайти о системе «Статус-6″ с роботизированной суперторпедой. Она может быть оснащена ядерными боезарядами особо большой мощности - до 120 мегатонн:»Их применение инициирует разрушительные геофизические процессы на территории США, что будет означать их полное уничтожение».

Катастрофа для всех

Но генерал Дворкин считает крайне нежелательным переход событий в подобное русло: прекращение действия ДРСМД вернуло бы отношения России и Запада в условия значительно более жесткой конфронтации, чем это было в середине 1980-х годов прошлого столетия в разгар холодной войны. Более того, выход из ДРСМД имел бы катастрофические последствия для США, Европы и самой России.

Но особенно велика необходимость сохранения этого договора для России. Одно только усиление угрозы его денонсации будет способствовать сплочению НАТО, увеличению военных расходов стран-участниц альянса, усилению их военной активности вблизи российских границ и ухудшению отношений Москвы с ведущими государствами Европы. Не говоря уже о непосильных расходах для бюджета РФ.

Да и всякие рассуждения об угрозе для России, отказавшейся от ракет средней дальности, со стороны государств, обладающих таким оружием, нельзя признать состоятельными.

Сегодня российские межконтинентальные ракеты обладают такими минимальными дальностями стрельбы, которые позволяют полностью перекрыть весь диапазон потенциальных объектов поражения ракетами средней дальности. Помимо этого, дальние бомбардировщики ВВС России способны поражать цели в этом диапазоне без захода в зоны действия ПВО.

Исходя из чего: «В сложившихся условиях руководству России было бы целесообразным взять на себя инициативу по принятию незамедлительных политико-дипломатических шагов для сохранения устойчивости Договора РСМД».

Больше - не всегда лучше

Есть все основания полагать, что прекращение действия упомянутого договора имело бы серьезнейшие военно-политические последствия и для Беларуси. В советские времена на территории БССР базировалась крупнейшая группировка ядерных ракет средней и меньшей дальности - до трети от их общего числа в СССР. На 28 базах и объектах было размещено 318 ракет средней и 271 - меньшей дальности.

Прежде всего следует упомянуть о самом продвинутом на то время ракетном комплексе средней дальности мобильного базирования РСД-10 «Пионер» и «Пионер-УТТХ» (SS-20 Saber по классификации НАТО). Согласно официальным данным, белорусская группировка РСД-10 была самой значительной в Советском Союзе: 267 пусковых установок из 405 развернутых.

К этому же классу принадлежали и затерявшиеся на долгие десятилетия в белорусские лесах «старички» мегатонного класса комплексы P-12 (SS-4 Sandal) - 45 ед. и и Р-14 (SS-5 Skean) - 6 ед. Помимо этого на белорусской территории базировались сотни оперативно-тактических и тактических ракетных комплексов: мобильных ОТР-22 «Темп С» (SS-12B Skaleboard) - 179 ед., ОТР-23 «Ока» (SS-23 Spider) - 92 ед.

В период с 1988 по 1991 годы на закате СССР в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности весь этот арсенал был ликвидирован. Но вот прошло чуть больше 25 лет и вероятность превращения Беларуси в ракетный плацдарм вновь стала высокой.

Прежде всего, эксперты говорят о возможности выдвижения на ее территорию ОТРК «Искандер» с крылатыми ракетами средней дальности как в обычном, так и в ядерном оснащении. Не исключается также наращивание в вооруженных силах Беларуси количества зенитных ракетных систем различной дальности обладающих расширенными противоракетными возможностями.

На первый взгляд подобное усиление белорусской армии можно было бы только приветствовать, если бы не 100-процентная вероятность адекватных ответных действий противоположенной стороны. Что по логике противостояния тут же спровоцировало бы реакцию славянских союзников и раскручивание маховика гонки вооружений в Восточной Европе.

Следовательно, Минску нужно солидализироваться с официально заявленным курсом Москвы на соблюдение положений Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, несмотря на взаимные обвинения.

Как заявил в интервью газете «Коммерсант» замглавы МИД РФ Сергей Рябков: «Российская сторона не имеет никаких оснований ставить под сомнение жизнеспособность этого договора. При этом мы имеем целый ряд претензий к США с точки зрения неадекватного выполнения ими его требований. Но мы привержены этому договору и не хотим его слома или расшатывания. Поэтому нас очень тревожат попытки американской стороны под надуманными предлогами, под соусом обвинения России в мнимых отклонениях от требований договора поставить под сомнение целесообразность его сохранения…».


Источник: Белрынок