Договор, который нужен всем. Почему Вашингтон не спешит продлевать договор СНВ-3

Действенное и взаимоприемлемое решение проблемы сокращения стратегических наступательных вооружений уже почти три десятилетия не только снижало опасность новой мировой войны, но и отражало степень доверия между Россией и США. Это в полной мере относится и к первому договору СНВ, ратифицированному более четверти века назад, и к его продолжению, подписанному в 1993 году, - СНВ-2. И, конечно, это применимо и к последнему в этом ряду договору СНВ-3, заключенному восемь лет назад.

В 2010 году соглашение было подписано в Праге тогдашними президентами России и США, Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым. Этот документ действовал в течение 10 лет с возможностью пролонгации еще на пять лет. По условиям договора, к февралю 2018 года страны обязывались сократить свои ядерные арсеналы. Количество ядерных боезарядов на боевом дежурстве и у США, и у России не должно превышать 1550, а суммарное число средств доставки - межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков - не должно быть больше семисот единиц для каждого из участников соглашения.

5 февраля нынешнего года российский МИД и госдепартамент США сообщили о выполнении своими государствами условий СНВ-3. Другими словами, было официально подтверждено, что страны вышли на установленные договором суммарные количества стратегических наступательных вооружений.

Представитель госдепартамента США Хизер Нойерт в специальном заявлении по выполнению договора отметила, что «исполнение нового СНВ расширяет безопасность США и их союзников, делает стратегические отношения США и России более стабильными, ... критически важными во время, когда доверие в отношениях снизилось, а угроза недопонимания и ошибочных расчетов выросла». США, как заявила Нойерт, продолжат полностью выполнять новый СНВ. МИД РФ в своем заявлении также подтвердил приверженность договору.

Более того, Владимир Путин тогда же заявил: «Мы должны сейчас принимать решение о том, что делать с договором, ... он как бы заканчивается скоро. Мы должны думать, как его продлевать, что там делать». Прямого ответа от президента США Дональда Трампа на этот вопрос тогда не последовало.

Вновь тема СНВ-3 появилась перед недавней встречей президентов России и США в Хельсинки. Большинство аналитиков и даже влиятельных политиков с обеих сторон говорили о том, что соглашение о новом договоре или пролонгации старого СНВ-3 могло бы стать конкретным пунктом в налаживании отношений между Москвой и Вашингтоном. Действительно, вопрос продления договора стал одной из основных тем хельсинкских переговоров между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом. Об этом 18 июля рассказал в телеэфире посол РФ в США Анатолий Антонов. «Два президента говорили о будущем договора по СНВ, о том, что надо что-то делать и с договором по ликвидации ракет средней и малой дальности. И тот и другой высказались за сохранение в принципе этих двух документов... Я был приятно удивлен, когда американский президент вдруг сказал слово «нераспространение», что необходимо работать вместе», - заявил посол.

Через несколько дней после хельсинкской встречи Владимир Путин еще раз напомнил американской стороне о данной проблеме. «Вот обращаю ваше внимание на то, что в 2021 году заканчивает действие договор СНВ-3. Так по большому счету мы могли бы обойтись и без него даже еще несколько лет назад. Но все-таки сделали правильный шаг, пошли на заключение этого соглашения. И если сегодня, прямо сейчас не будет начата работа по его продлению, пролонгации, то через полтора года он просто закончится, его не будет», - сказал Путин, выступая на совещании российских послов и постпредов в МИД.

По мнению директора Центра стратегической конъюнктуры Ивана Коновалова, отсутствие официального решения Вашингтона по продлению СНВ-3 связано с рядом причин. «Хотя ранее сообщалось о том, что Трамп одобрил идею переговоров о пролонгации СНВ-3, сейчас Вашингтон медлит. В прошлом году Трамп затеял масштабный пересмотр ядерных стратегических сил США, для него вопрос вооруженных сил имеет большое значение. Поэтому, перед тем как сделать какие-то серьезные шаги, Трамп будет думать», - пояснил эксперт.

Определенное влияние оказывают и разногласия между Россией и США по договору о ликвидации ракет малой и средней дальности. Скорее всего, американцы постараются превратить вопрос продления СНВ-3 в предмет торга, считает Коновалов. «Негативную роль играют и внутриполитические проблемы Штатов, конфликт между разными группами элит. Вашингтон попытается поторговаться на предмет продления СНВ-3. Однако после долгих переговоров договор все-таки будет продлен», - предполагает аналитик.

Аналогичной точки зрения придерживается и заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Кошкин. С его точки зрения, оппоненты Дональда Трампа из Демократической партии готовы вступать в конфликт с главой Белого дома буквально по любому поводу, хотя такой диссонанс в вопросах ядерных вооружений может быть опасен. «Изначально договор СНВ-3 представлялся в США как победа Обамы над оппонентами из Республиканской партии. Сейчас демократы готовы обнулить собственные достижения, лишь бы насолить Трампу», - отмечает эксперт.

Мнения о том, возможно ли подписание нового договора или достаточно пролонгации старого, у экспертов разделились. Так, председатель совета ПИР-центра генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский считает, что из-за текущих политических разногласий между Россией и США договориться о принципиально новом соглашении сторонам будет крайне сложно, поэтому продление СНВ-3 на пять лет выглядит гораздо более возможным вариантом развития событий.

А вот руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов полагает, что подготовка нового варианта соглашения реалистична и желательна. Конечно, при наличии политической воли в Москве и Вашингтоне. «Времени для подготовки нового соглашения на базе уже имеющегося дипломатам вполне хватит: СНВ-3 был согласован за год, договор СНВ-1 был подписан в 1991 году после трех лет работы практически с нуля», - резюмирует Арбатов.

Россия свой ход по сокращению стратегических наступательных вооружений сделала, теперь мяч на американской стороне.

Источник: Санкт-Петербургские ведомости