Давление "шестерки" не устроит Иран

Прогресс на переговорах по иранской ядерной проблеме в Женеве будет маловероятен, если "шестерка" станет продвигать идеи, содержащиеся, в частности, в поправках Парижа к представленному на прошлом раунде переговоров проекту соглашения по урегулированию ядерной проблемы.

"Если Франция и в целом "шестерка" продолжат настаивать на озвученных условиях, едва ли это сможет устроить Иран", - сказал "Интерфаксу" в Женеве иранский источник, близкий к переговорам.

По его словам, "остается еще много разногласий между сторонами".

В четверг пройдет второй день переговоров "шестерки" с Ираном в Женеве. Накануне состоялись двусторонние встречи, в том числе отдельные встречи координатора "шестерки" Кэтрин Эштон и замглавы МИД РФ Сергея Рябкова с главой МИД Ирана Джавадом Зарифом, а также состоялось короткое пленарное заседание. На утро четверга также запланирован завтрак К.Эштон и Дж.Зарифа, после чего, вероятно, продолжатся полноформатные переговоры.

Примечательно, что суть самого документа, который готовится к подписанию, скрыта от общественности и считается конфиденциальной. Между тем, Франция раскрыла свои поправки к тексту, изначально выдвинутому Вашингтоном. В частности, к своим условиям Париж отнес незамедлительную постановку под международный контроль всех иранских ядерных объектов, ограничение Ираном обогащения урана до 20%, сокращение существующих запасов ядерного топлива и прекращение строительства объекта в иранском Араке с реактором на тяжелой воде.

О наличии последних двух пунктов в обсуждаемой договоренности пишет и израильская газета Haaretz. При этом, по ее данным, иранские специалисты смогут продолжать использовать другую инфраструктуру на объекте в Араке.

Издание ссылается на информированные американские источники, согласно данным которых, предложения также включают введение беспрецедентного инспекционного режима, который будет направлен на то, чтобы Тегеран придерживался обязательств, очерченных в новом соглашении по иранской ядерной программе. Речь якобы идет о жестком режиме, подразумевающем порой ежедневные инспекции, пишет издание.

Одним из итогов решения иранской ядерной проблемы, по мнению российской стороны, должно быть признание права Тегерана на мирный атом.

Сам же Иран назвал "красной чертой", за которую не перейдет признание его права обогащать уран. Торг по этому вопросу, по мнению Тегерана, неприемлем. Кроме того, Иран выступает за снятие многосторонних и односторонних санкций.

Ранее замглавы МИД Ирана Аббас Арагчи заявлял, что начавшийся раунд переговоров по ядерному вопросу "будет сложным". "Никаких соглашений не будет достигнуто без соблюдения всех прав иранского народа", - сказал он.

В то же время на днях госсекретарь США Джон Керри заявил, что право на производство обогащенного урана не является правом всех стран-членов Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), дав понять, что вопрос о том, сможет или нет Иран заниматься такой деятельностью, еще подлежит обсуждению.

Со своей стороны пресс-секретарь верховного представителя ЕС по внешней и оборонной политике Майкл Манн на брифинге по итогам первого переговорного дня нынешнего раунда переговоров между "шестеркой" и Ираном сказал журналистам, что санкции в отношении Ирана сохраняются, пока не выработано соглашение между "шестеркой" и Ираном: "Санкции остаются, пока существует озабоченность международного сообщества. Ничего не меняется, пока не выработано соглашение. Ситуация остается прежней, в случае изменений переговорщики найдут пространство для маневра", - сказал М.Манн.

"Мы тут не просто говорим, тут идет работа над соглашением, и это должно быть правильное соглашение", - сказал он.

Между тем, как заявил журналистам на условиях анонимности участник американской делегации на переговорах с Ираном, ждать значительного ослабления санкций в отношении Тегерана по итогам первоначальных переговоров с "шестеркой" не стоит.

Как сообщают западные СМИ, по его словам, в случае достижения промежуточного соглашения "Иран получит сбалансированное, точечное и ограниченное ослабление санкций".

Источник: Интерфакс