Будущее СНВ под допросом
Коммерсант | #СМИ
На ключевой для России пост замгоссекретаря США номинирован человек с проблемной репутацией
Президент США Дональд Трамп назвал кандидатуру на пост замгоссекретаря по контролю над вооружениями. Этот пост важен для России, поскольку занимающий его человек будет вести переговоры с Москвой о судьбе истекающего в 2021 году Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Однако выдвинутого Белым домом на эту позицию Маршалла Биллингсли может не утвердить Сенат: ранее сенаторы не дали ему занять другой высокий пост, припомнив высказывания о допустимости «усиленных методов допросов» в отношении террористов. Должность замгоссекретаря по контролю над вооружениями стала вакантной в сентябре, после того как на фоне связанного с Россией скандала ушла в отставку Андреа Томпсон.
Пресс-служба Белого дома сообщила, что президент США выдвинул Маршалла Биллингсли на пост заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности. До сентября эту должность занимала Андреа Томпсон, однако осенью она неожиданно для многих подала в отставку. О причине такого решения публично не сообщалось, однако большинство американских экспертов предположили, что позиции замгоссекретаря пошатнул разразившийся в июне скандал, связанный с Россией.
В СМИ тогда появилась информация, что Андреа Томпсон на слушаниях в Конгрессе весной 2018 года утаила важную информацию: она лично знала участвовавшего в избирательной кампании Дональда Трампа Пола Эриксона и его подругу Марию Бутину.
Напомним, Мария Бутина в апреле 2019 года была приговорена американским судом к 18-месячному заключению за работу в качестве «иностранного агента» без уведомления властей США. Знакомство Андреа Томпсон с Марией Бутиной, по информации СМИ, произошло в июне 2017 года на свадьбе чиновницы, куда Пол Эриксон был приглашен как друг жениха. По словам самой Андреа Томпсон, ее общение с ним и Марией Бутиной было чисто протокольным и не стоившим упоминания. Однако критики Андреа Томпсон сочли, что она должна была заявить об этом знакомстве в ходе слушаний, но не сделала этого.
Пост замгоссекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности, таким образом, вакантен уже больше полугода. Между тем эта сфера крайне важна для российско-американских отношений. У Москвы и Вашингтона не так много общих тем и интересов, а контроль над вооружениями до последнего оставался областью, в которой стороны продолжали сотрудничать, несмотря на острые разногласия по другим вопросам. Однако вскоре под этим направлением может не остаться правовой базы: в феврале 2021 года истекает двусторонний Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению СНВ, его можно продлить на пять лет, однако, хоть Москва однозначно высказалась за продление, Вашингтон медлит с решением.
Курировать переговоры с Россией по этому вопросу должен был бы как раз замгоссекретаря по контролю над вооружениями. Частично этим сейчас занимается Кристофер Форд, помощник госсекретаря по международной безопасности и нераспространению. Именно он возглавлял, например, делегацию США на январских переговорах с Россией по стратегической стабильности в Вене. Российскую группу переговорщиков возглавлял замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
Имя Маршалла Биллингсли в связи с замещением вакантного поста всплыло в марте, когда американские СМИ сообщили, что в Белом доме рассматривают его кандидатуру. И 10 апреля его действительно назначили на высокую должность в Госдепартаменте. Однако не на пост замгоссекретаря (что требовало бы утверждения в Сенате), а на вновь созданную позицию спецпредставителя президента по контролю над вооружениями (утверждения не требует). Это вызвало возмущение сенаторов: многие сочли, что Дональд Трамп таким образом пытается обойти Сенат. Однако на днях в Белом доме сообщили: президент хочет назначить Маршалла Биллингсли заместителем госсекретаря.
Дата слушаний еще не объявлена. Однако уже сейчас понятно, что простой эта процедура не будет. В 2018 году Дональд Трамп внес кандидатуру Маршалла Биллингсли на пост замгоссекретаря по вопросам гражданской безопасности, демократии и правам человека. Однако эта номинация была воспринята в штыки как законодателями, так и многочисленными неправительственными организациями. Дело в том, что во время президентства Джорджа Буша-младшего Маршалл Биллингсли работал в Пентагоне, где среди прочего занимался борьбой с терроризмом и, в частности, имел отношение к внедрению «усиленных методов допроса» в Гуантанамо. Именно ему приписывают фразу, что с террористами надо «работать без перчаток».
Против кандидатуры Маршалла Биллингсли выступили более 20 известных правозащитных организаций, включая Amnesty International и Human Rights Watch, обвинивших его в «продвижении пыток и иных незаконных методов допроса».
Добиться утверждения господина Биллингсли на высокий пост не удалось. В 2019 году Дональд Трамп повторно внес его кандидатуру на ту же должность и вновь без успеха.
Член комитета по иностранным делам Сената демократ Роберт Менендес назвал назначение Маршалла Биллингсли на пост спецпредставителя по контролю над вооружениями «ужасным решением». «Это не тот человек, которого следует ставить во главе нашей дипломатии в ядерной сфере. Если администрация действительно серьезно относится к тому, чтобы продвигать эффективную повестку в сфере контроля над вооружениями, она должна сменить свой курс и как можно скорее выдвинуть квалифицированных людей на вакантные должности в сфере контроля над вооружениями в Госдепартаменте»,- заявил он. Роберт Менендес и ряд других влиятельных сенаторов уже дали понять, что будут противиться назначению Маршалла Биллингсли заместителем госсекретаря.
Между тем посол США в России Джон Салливан в ходе апрельского брифинга для российских СМИ отметил, что связывает с приходом Маршалла Биллингсли в Госдепартамент надежды на продвижение переговоров между Москвой и Вашингтоном по вопросам контроля над вооружениями.
Власти США хотели бы вовлечь в эти консультации и Китай. Цель - сделать его участником некоего будущего трехстороннего соглашения, однако такая перспектива пока не вырисовывается.
Председатель совета ПИР-Центра, бывший начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант в отставке Евгений Бужинский в начале 2000-х сотрудничал с Маршаллом Биллингсли. Он запомнился господину Бужинскому как «не очень гибкий, не готовый на компромиссы, четко отрабатывающий инструкции» переговорщик. При этом каких-то антироссийских сантиментов он, по словам собеседника “Ъ”, по крайней мере тогда не испытывал. Впрочем, каким бы он ни был переговорщиком, за остающееся до февраля 2021 года время выработать соглашение о контроле над вооружениями между США, Россией и Китаем нереально. Но у Договора об СНВ будет шанс на продление, если Маршалл Биллингсли сможет убедить Дональда Трампа оставить идею с вовлечением Китая на потом, а пока просто договориться с Россией.
Источник: Коммерсант