Брифинг заместителя директора Департамента информации и печати МИД России А.А. Сазонова 17 декабря 2010 г.

{…} О текущей ситуации на Корейском полуострове

В связи с последним опасным развитием событий на Корейском полуострове МИД России продолжает серию консультаций с зарубежными партнерами для обсуждения возможных путей выхода из сложившейся непростой ситуации.

9 декабря в МИДе состоялись консультации заместителя Министра иностранных дел России А.Н.Бородавкина с главой японской делегации на шестисторонних переговорах Акитакой Сайки.

13 декабря в Москве состоялись переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел КНДР Пак Ы Чуном.

15 декабря прошли консультации заместителя Министра А.Н.Бородавкина с главой делегации Республики Корея на шестисторонних переговорах Ви Сон Наком.

13-17 декабря Посол по особым поручениям Г.С.Логвинов провел в Вашингтоне консультации с американской стороной по ядерной проблеме Корейского полуострова и сложившейся в регионе ситуации.

Консультации будут продолжены. {…}

{…} Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: Как, по данным МИД России, идет ратификация Договора о СНВ в Сенате США?

Ответ: Мы внимательно следим за ратификацией нового договора о СНВ в США. Насколько нам известно, ратификационный процесс продолжается. Администрация США и лично Президент Б.Обама прилагают немало усилий, чтобы завершить его до конца этого года. В прошлую среду Сенат США проголосовал за начало обсуждения вопроса о ратификации ДСНВ. Результаты голосования: 66 сенаторов - "за", 32 - "против" начала обсуждения.

Для нас очевидно, что Договор разработан на строго паритетной основе и отвечает интересам безопасности обеих стран. Подписание данного соглашения уже благотворно сказывается на международной стабильности и безопасности в целом. Вступив в силу, он укрепит режим нераспространения ядерного оружия, придаст импульс процессу укрепления отношений между Россией и США, между Россией и НАТО, а также откроет новые перспективы для дальнейшего продвижения по пути к общей заявленной цели - миру, свободному от ядерного оружия. Нельзя исключать, что ратификация этого документа США состоится до конца этого года.

Вопрос: Как МИД России оценивает ситуацию вокруг ИЯП?

Ответ: На данном этапе основные усилия стран «шестерки» сконцентрированы на формировании устойчивого и долговременного переговорного механизма с Ираном, который бы открыл путь к всеобъемлющему политико-дипломатическому урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Встреча «шестерки» с иранскими представителями в Женеве 6-7 декабря и достигнутая на ней договоренность о следующем контакте в Стамбуле в конце января дали неплохой старт на этом направлении.

Теперь важно сохранить конструктивный настрой на продолжение диалога и воздерживаться с обеих сторон от шагов, которые могли бы этому помешать. Необходимо спокойно и здраво подойти к организации стамбульской встречи. Мы готовы активно содействовать этому. {…}

{…} Вопрос: Как Вы можете прокомментировать ситуацию, связанную с ближневосточным урегулированием?

Ответ: Тема БВУ неизменно находится в центре внимания российской дипломатии. Мы согласны с тем, что ближневосточное урегулирование проходит сегодня очень трудный этап. После истечения в сентябре израильского моратория на строительство поселений на оккупированных палестинских территориях до сих пор не удается восстановить переговоры между Палестинской национальной администрацией и Израилем. Это, несомненно, негативно отражается на общей ситуации на Ближнем Востоке, для которого всеобъемлющее и прочное урегулирование арабо-израильского конфликта остается ключевой задачей.

Несмотря на все сложности, с которыми сталкивается ближневосточный мирный процесс, мы являемся принципиальными приверженцами политико-дипломатического решения палестинской проблемы, альтернативы которому быть не должно. Призываем стороны проявить необходимую сдержанность, использовать все шансы для диалога и переговоров. На этом пути можно обеспечить прекращение начатой в 1967 г. оккупации всех арабских территорий, включая Восточный Иерусалим, создание независимого, жизнеспособного территориально непрерывного палестинского государства, его сосуществование с Израилем в мирных, безопасных и признанных границах.

При этом в Москве твердо исходят из того, что база справедливого и надежного урегулирования неизменна. Речь идет о соответствующих резолюциях СБ ООН, «мадридских принципах», арабской мирной инициативе, «дорожной карте» и достигнутых палестино-израильских соглашениях. Все это, как хорошо известно, было в развернутой форме зафиксировано в Московском заявлении ближневосточного «квартета» 19 марта, которое подтвердило также неприемлемость односторонних действий, предвосхищающих исход переговоров.

Убеждены, что в создавшейся непростой ситуации нужно серьезное наращивание согласованных коллективных международных усилий по разблокированию палестино-израильских переговоров. Считаем еще более безотлагательным реализацию российской инициативы о срочном проведении министерского заседания «квартета» в координации с ЛАГ для нахождения оптимальных путей выхода из кризиса.

Вопрос: На этой неделе в городе Чарбахари на юге Ирана произошел террористический акт, погибли десятки человек. Какое заявление Вы можете сделать по этому поводу?

Ответ: Мы уже сделали официальное заявление, безусловно осудив теракт. Он достоин осуждения с точки зрения всех международных и человеческих норм. Разумеется, мы рассчитываем на мирное развитие ситуации в любом регионе мира.

Вопрос: В настоящее время США стремятся принять более жесткие санкции в отношении Ирана. Поддержит ли их Россия?

Ответ: Я сегодня уже прокомментировал ситуацию вокруг ИЯП. Консультации идут в известном международно признанном формате, в нем мы и намерены продолжать работу. Я только что подчеркнул, что мы отдаем приоритет дипломатическим и политическим методам решения всех проблем, включая иранскую.

Вопрос: Вы касались проблемы Корейского полуострова, в частности переговоров министров иностранных дел. На сайте МИД России было опубликовано сообщение для прессы, в котором отмечалось, что российская сторона осудила обстрел южнокорейской территории и была выражена озабоченность по «ядерно-урановому» проекту. С другой стороны, по возвращении северокорейской делегации на родину, МИД страны заявил, что его позиция в целом нашла понимание и одобрение со стороны России. Было ли достигнуто взаимопонимание по вопросам обстрела и обогащения урана Северной Кореей?

Ответ: Я не буду давать оценки высказываниям северокорейской делегации. Мы комментировали ситуацию с обстрелом территории в официальном заявлении, в котором выразили осуждение. Считаем неприемлемым применение силы на Корейском полуострове. Мы призвали обе корейские стороны проявлять сдержанность, ответственный подход и не допустить эскалации напряженности в регионе.

Источник: Сайт МИД РФ