Безъядерная атака

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад провел альтернативную ядерную конференцию под понятным всему миру лозунгом: "Атомная энергия - всем, ядерное оружие - никому".

МИД Ирана вчера призвал страны "шестерки" не повторять ошибок прошлого и воздержаться от дополнительных санкций в отношении Тегерана. Глава ведомства Манучехр Моттаки заявил, что его страна хочет поскорее обменять низкообогащенный уран на 20-процентный и настроена на всяческое сотрудничество с международным сообществом. Выступление главы МИДа стало завершающим залпом масштабной информационной атаки, при помощи которой Иран надеется максимально отсрочить надвигающиеся санкции.

О том, что Тегеран обратился к "шестерке" международных посредников (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия) по решению иранской ядерной проблемы с просьбой не ужесточать санкции, вчера сообщило информационное агентство ИЛНА. Оно процитировало главу МИД Ирана Манучехра Моттаки, призвавшего посредников "принять сбалансированные решения при рассмотрении вопроса ужесточения санкций в отношении Исламской Республики". "Мы рекомендуем им принять рациональное решение (при рассмотрении вопроса ужесточения санкций в отношении Ирана.–Ъ),– отметил министр.– Мы стремимся к двустороннему взаимодействию. Если кто-либо решит использовать политику силы, то Иран будет сопротивляться и отстаивать свою позицию".

Заявив, что Иран не советует западным странам "повторять еще раз неудачный опыт прошлых лет", господин Моттаки продемонстрировал миролюбивый настрой Тегерана. По его словам, Иран сейчас как никогда заинтересован в том, чтобы поскорее обменять свой низкообогащенный уран на обогащенный до 20%. Вопрос, отметил он, лишь в достижении "определенных договоренностей между сторонами", поэтому Иран меньше всех заинтересован в том, чтобы "тянуть время". "Тегеранскому реактору необходимо топливо сроком на один год, и мы должны предоставить это топливо. Не в наших интересах медлить,– разъяснил министр Моттаки.– У нас были и продолжаются переговоры со всеми членами СБ ООН по ядерному вопросу относительно основных моментов формулы обмена топлива. В ближайшие десять дней мы планируем более интенсивно обсуждать этот вопрос".

Примирительное заявление министра появилось в разгар ведущихся в ООН дискуссий по тексту проекта резолюции об антииранских санкциях. На прошлой неделе в Нью-Йорке постоянные представители стран "шестерки" при ООН приступили к обсуждению американских предложений на этот счет, предполагающих максимально жесткие меры в отношении Ирана вроде запрета на ввоз туда продуктов нефтепереработки (Тегеран не обладает достаточными мощностями для переработки добываемой нефти и вынужден импортировать значительную часть бензина). Предметный разговор о санкциях начался сразу после окончания вашингтонской конференции по ядерной безопасности, которую президент США Барак Обама использовал, чтобы заручиться широкой поддержкой своих планов в отношении Ирана. И отчасти у него это получилось. Участвовавшие в конференции страны признали, что главной угрозой миру является попадание ядерного оружия в руки террористов, и согласились вместе крепить ядерную безопасность. Кроме того, за наказание Ирана в случае его несговорчивости в Вашингтоне в очередной раз высказался и российский лидер Дмитрий Медведев.

Но при этом господину Обаме не удалось добиться главного: убедить поддержать антииранские меры упирающийся Пекин. Продолжавшаяся 90 минут встреча Барака Обамы с председателем КНР Ху Цзиньтао так и не увенчалась успехом. В итоге в рамках "шестерки", вроде бы приступившей к обсуждению санкций, пока и близко нет согласия насчет того, какими они должны быть.

В условиях этой неопределенности Иран решил перехватить инициативу и сам пошел в информационную атаку, частью которой и стало вчерашнее выступление Манучехра Моттаки. А начал ее в минувшие выходные лично Махмуд Ахмади-Нежад, который попытался предстать в облике главного борца с распространением ядерного оружия, коим до сих пор считал себя Барак Обама. Главным пиар-ходом Ирана на этом направлении стала состоявшаяся в минувшие выходные в Тегеране альтернативная ядерная конференция под девизом "Атомная энергия всем, ядерное оружие – никому". Чтобы затмить вашингтонский форум, куда были приглашены главы 47 стран, организаторы тегеранской конференции пригласили 60 делегаций. В итоге в иранскую столицу прибыли представители 56 стран, 14 из которых были представлены главами МИДов, а еще 10 – заместителями министров иностранных дел.

На правах хозяина форума Махмуд Ахмади-Нежад вдохновенно клеймил США за антииранскую позицию и защищал право своей страны на мирный атом. Поддержавшие его делегации Сирии и Ирака назвали главной угрозой миру на Ближнем Востоке ядерные арсеналы "сионистского режима". Глава МИД Ирака Хошияр Зебари даже предложил провести "инспекции на израильских ядерных объектах". А руководитель ливанской делегации Али Шами указал на "несправедливость давления на Иран".

Слов поддержки в Тегеране ждали от участвовавших в конференции России и Китая. Однако поехавший туда заместитель главы российского МИДа Сергей Рябков в своей речи ни слова не сказал про Иран. А после выступления, наоборот, призвал иранцев сделать все, чтобы "вернуть доверие международного сообщества" к своей ядерной программе. Зато замминистра иностранных дел Китая Чэн Гопин сказал то, что в Тегеране хотели услышать, сообщив, что Пекин возражает против наложения дополнительных санкций на Иран в связи с ядерной программой. По словам дипломата, КНР ожидает, что Тегеран выполнит обязательства, накладываемые на него мировым сообществом в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия.

Такая позиция Китая вполне устраивает Иран и свидетельствует о том, что последние пропагандистские усилия иранской стороны не прошли даром. Отсутствие согласия Пекина не позволит "шестерке" оперативно решить вопрос с санкциями. А уже в мае председателем СБ ООН станет Ливан, являющийся активным противником антииранских санкций. Это значит, что в противостоянии с Западом по поводу ядерной программы Ирану вновь удалось как минимум выиграть время.

Источник: Коммерсант