Атомный блеф Ахмадинежада

Тегеран с возмущением отверг резолюцию МАГАТЭ, осуждающую его за пуск предприятия по обогащению урана под городом Кум. Поскольку Запад не желает считаться с мирными устремлениями Ирана, он вынужден будет создать 10 новых таких заводов, заявил вице-президент страны. Но эксперты «НГ» полагают, что у Исламской Республики нет технических возможностей, чтобы выполнить такой план.

Правительство Ирана обнародовало план сооружения еще десяти заводов по обогащению ядерного топлива в дополнение к уже действующим. Это решение стало ответом на критическую резолюцию Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). «У нас не было намерения создавать много ядерных объектов, подобных тому, что работают в городе Натанз.

Но поскольку Запад, кажется, не хочет осознать смысл мирного послания Ирана, он вынудил иранское правительство утвердить строительство 10 таких объектов», - заявил вице-президент страны, глава Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи.

В соответствии с декретом правительства, сооружение пяти объектов начнется в ближайшие два месяца. Ведомство Салехи должно также в течение двух месяцев представить предложения о том, где будут находиться остальные пять заводов. Каждый из них будет обладать производственной мощностью, позволяющей поставлять топливо для таких АЭС, как Бушер, пояснил Салехи. По его словам, заводы будут сооружены под укрытием гор. Это защитит их от любой атаки. Вице-президент выразил сожаление по поводу того, что Запад не дал достойного ответа на предложения Ирана по мерам укрепления доверия.

Другие официальные лица Ирана также осудили новую резолюцию МАГАТЭ, указав, что она не способствует «духу сотрудничества», а лишь увеличивает напряженность. Обосновывая свою позицию, иранские чиновники ссылались на выступления представителей Бразилии и Египта на совете управляющих МАГАТЭ, которые критиковали резолюцию.

Однако в США решение Тегерана расценили как еще одно серьезное нарушение обязательств, вытекающих из резолюций Совета Безопасности ООН. Как отметил официальный представитель Белого дома Роберт Гиббс, последний шаг Тегерана показывает, что он сам ставит себя в положение изоляции. Чиновники администрации президента Барака Обамы указали также, что последствием такого демонстративного жеста может быть одобрение ООН новых антииранских санкций. «Пожалуй, президент Ахмадинежад вносит больший вклад в то, чтобы создать коалицию, голосующую за санкции, чем сумели это сделать мы сами», - сказал представитель американского правительства газете New York Times.

В беседе с «НГ» заведующая сектором Ирана в Институте востоковедения РАН Нина Мамедова напомнила, что шесть лет назад Иран примерно также отреагировал на неблагоприятную для него резолюцию МАГАТЭ. Он грозил, что не будет больше иметь дело с этим агентством, самостоятельно построит 20 АЭС. Но потом, придя к выводу, что изоляция невыгодна, возобновил сотрудничество с полномочным органом ООН. Возможно, и на этот раз в ответе Тегерана больше эмоций, чем трезвого расчета. И впоследствии объявленные планы будут положены под сукно. Правда, не стоит исключать, что на позицию руководства государства все большее воздействие начинают оказывать силовики, конкретно Корпус стражей исламской революции.

Старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников также связывает ответ Тегерана с ростом влияния силовиков. «Но прежде всего это попытка надавить на Запад, вынудить его пойти на уступки. Из этого ничего не выйдет. На Западе знают, что у Ирана нет технических возможностей создать 10 заводов», - отметил эксперт.

«Нужно возвести не только цеха. Необходимо оснастить их центрифугами. Пока что у Ирана их 3,5-4 тысячи. А понадобится раз в десять больше. Потребуются многие годы, чтобы вывести заводы на проектную мощность. И вообще непонятно, зачем создавать такое количество обогатительных заводов, если ядерная программа Ирана мирная. Ведь пока у него нет ни одной действующей АЭС», - пояснил Сотников.

По его словам, МАГАТЭ предложило Ирану хороший план: обогащать уран за пределами страны. «Это был бы выход из тупика. Но Иран отклонил это предложение и сам себе нанес вред. Он нарывается на жесткие санкции, которых будет требовать Запад», - резюмировал собеседник «НГ».

Он добавил, что такая позиция Тегерана ставит в трудное положение Россию, которая хочет достроить АЭС в Бушере и была бы готова отстаивать интересы Ирана в переговорном процессе. «Иран использует это и играет на противоречиях между Западом и Россией и Китаем. Но его последние шаги выбивают почву из-под ног российской дипломатии. Россия не сможет поддержать Иран и будет вынуждена проголосовать в СБ ООН за жесткие санкции», - предсказывает Сотников.

 


 

Источник: Независимая Газета