Ахмадинежад не жаждет бомбу

Президент Ирана заявил об отсутствии у Тегерана планов по созданию ядерного оружия, сообщил журналистам глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам встречи в Астане президента РФ Дмитрия Медведева, иранского лидера Махмуда Ахмадинежада и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. "Президент Ирана в очередной раз недвусмысленно заявил об отсутствии намерений обладать ядерным оружием", - сказал Лавров.

По словам главы МИД РФ, президент Ирана сказал, что "это будет официальной неуклонной и неизменной позиции Ирана во всех практических делах". Ахмадинежад также заверил Медведева в готовности Тегерана к более тесному сотрудничеству с МАГАТЭ. Лавров сообщил, что на сегодняшней встрече перед президентом Ирана был поставлен вопрос о необходимости более конструктивного взаимодействия с "шестеркой", а "самое главное - о повышении транспарентности в контактах с МАГАТЭ". По оценке Лаврова, "реакция президента Ирана была позитивной". "В Москве надеются, что теперь не будет никаких препятствий для того, чтобы диалог Ирана с "шестеркой" возобновился", - добавил министр.

В начале июня в интервью агентству Bloomberg Лавров заявил, что у России нет информации о решении Ирана о производстве ядерного оружия. Он отметил, что и данные МАГАТЭ не подтверждают, что Тегеран ведет работы по созданию атомной бомбы. "У нас нет никаких доказательств, что Иран принял политическое решение о производстве ядерной бомбы", - заявил глава МИД РФ. "И ничто из информации, которой располагает МАГАТЭ, не подтверждает вывод о том, что Иран уже производит бомбу", - добавил российский министр. Он напомнил, что МАГАТЭ имеет доступ ко всем объектам, которые Иран должен показывать инспекторам агентства. "Пока они не могут подтвердить исключительно мирный характер иранской ядерной программы, но они не могут и сделать вывод, что иранская ядерная программа имеет военное измерение", - подчеркнул Лавров.

Между тем, в конце мая участники саммита "восьмерки" в Довиле заявили, что ракетные и ядерные программы Пхеньяна и Тегерана представляют угрозу глобальной стабильности. "Мы принимаем во внимание с глубокой обеспокоенностью недавний доклад МАГАТЭ, в котором подчеркивается, что Иран не выполняет ряд своих обязательств, что остаются озабоченности, касающиеся возможной военной направленности иранской ядерной программы, а также что МАГАТЭ поэтому не может сделать заключение о том, что весь ядерный материал в Иране используется исключительно в мирных целях", - говорилось в заявлении саммита.

Лидеры стран "восьмерки", признают право Ирана на мирное использование ядерной энергии в соответствии с положениями договора "О нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)", однако это право также сопровождается обязательствами, которые все страны-участницы ДНЯО, включая Иран, должны соблюдать". Лидеры G-8 выразили сожаление, что на двух встречах Ирана с "шестеркой" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия, - "ИФ") и верховным представителем ЕС по иностранным делам "не удалось достичь никаких существенных результатов, поскольку Иран не вступил в подлинный диалог без предварительных условий".

Председатель Организации по атомной энергии Ирана Ферейдун Аббаси Давани недавно заявил, что Иран продолжит производство урана, обогащенного до 20%, и увеличит его объемы в три раза.

Работы по обогащению урана до 20% в текущем иранском финансовом году, завершающемся 20 марта 2012 года, будут переведены с завода в Натанзе на завод в Фордо, расположенный в центральной провинции Кум в 150 км к юго-западу от Тегерана.

По словам Аббаси Давани, работы будут вестись под наблюдением МАГАТЭ. Иран прекратит производство урана в Натанзе, как только центрифуги в Фордо выйдут на плановую мощность, добавил он.

Как заявил 7 июня Ахмадинежад, никакие предложения мировых держав, которые ведут переговоры с Ираном о его ядерной программе, не смогут убедить Тегеран отказаться от работ по обогащению урана.

По мнению президента Международного Люксембургского форума Вячеслава Кантора, все силовые сценарии остановки военной ядерной программы Ирана неприемлемы, однако его возможная агрессия должна быть предотвращена.

"Возобновление переговоров с Ираном имеет смысл, только если предметом переговоров будет свертывание тех компонентов ядерной программы, которые в докладах МАГАТЭ и резолюциях Совбеза ООН были объявлены неприемлемыми. Это условие должно быть заранее ясно доведено до сведения Тегерана, и оно не может быть предметом переговоров", - сказал Кантор журналистам.

По оценке Кантора, есть различные прогнозы по времени обладания Ираном ядерным оружием, в том числе весьма тревожные. "Вполне вероятно, что руководство Исламской республики, пользуясь нестабильностью на Ближнем Востоке и в Северной Африке будет наращивать свою агрессивную политику по всем направлениям", - полагает Кантор. Он напомнил, что недавно в иранском руководстве заявили об изготовлении 40 кг урана, обогащенного до 20%, и к марту 2012 года получат его уже 120 кг. "Всс это происходит с откровенным пренебрежением ко всем резолюциям Совбеза ООН", - отметил он.

Источник: Интерфакс