Академик Арбатов: ПРО США в Европе перехватит не более 2-3% наших ракет

 Конфликт между Россией и Западом продолжается. Не зайдет ли он слишком далеко? Чем России грозит американская система ПРО в Европе, не станет ли её создание прологом к Третьей мировой войне?

Об этом «АиФ» побеседовал с Алексеем Арбатовым, известным российским ученым, академиком Российской академии наук, руководителем Центра по международной безопасности ИМЭМО РАН.  

Что по зубам антиракете

Виталий Цепляев: Алексей Георгиевич,  насколько нам угрожает та противоракетная оборона, которую американцы выстраивают в Румынии и Польше? Наши власти опасаются, что оборонительные ракеты в этих шахтах в любой момент могут превратиться в ударные. Это возможно?

Алексей Арбатов: Антиракеты «Стандарт» (Standard Missile 3, SM-3), которые уже установлены в пусковых шахтах в Румынии, а в 2018 г. появятся в Польше, не могут быть быстро и незаметно перепрограммированы для ударов по наземным целям. Для этого им, как минимум, потребуется другая головная часть. Сейчас на SM-3 стоит головная часть для контактно-ударного перехвата элементов баллистической ракеты на траектории её полета. Проще говоря, это очень лёгкое высокотехнологичное (менее 40 кг) изделие без взрывчатки, которое на огромной скорости сталкивается с боеголовкой ракеты и её уничтожает. На этом изделии установлены  инфракрасные датчики, которые наводят его на боеголовку или головную ступень ракеты (на фоне холодного космоса засекается их тепло). Ни эта система наведения, ни ударная часть противоракеты не могут быть эффективно применены против какого-то объекта на земле. Да и зачем это делать, если для уничтожения наземных целей существует масса других систем – как в обычном, так и в ядерном снаряжении?

Другой вопрос - у России нет возможности узнать, не получила ли пусковая установка в Румынии или Польше вместо антиракеты SM-3 крылатую ракету типа «Томагавк». Потому что и те, и другие на кораблях ВМС США размещаются в одних и тех же универсальных пусковых установках МК-41. По идее, согласно духу Договора 1987 г. о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД)  американцы должны дать нам возможность в любой момент приехать в Румынию и проверить, что именно там находится в пусковых шахтах. Такую возможность можно было бы обсуждать в ходе переговоров. Правда, пока мы такого требования не выдвигали. Если выдвинем, США могут нам либо отказать (мол, верьте нам на слово, а ваши страхи - это ваши проблемы), либо потребуют дать им право на ответную инспекцию. Скажем, они захотят проверить, что наши пусковые установки «Искандер» имеют крылатые ракеты дальностью меньше 500 км, а не больше, что запрещено договором РСМД. Определить дальность ракеты по некоторым признакам вполне возможно. Но тогда уже нам придётся решать: пускать ли американцев на все свои базы, где развернуты тактические ракеты «Искандер». Насколько я знаю, пока такую возможность наше руководство не рассматривает. В результате вместо переговоров с американцами мы наблюдаем лишь обмен претензиями – каждая сторона обвиняет другую в нарушении договора.

<...>

Оригинал интервью: Аргументы и факты