Выступление постоянного представителя РФ при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Г.М.Гатилова на пленарном заседании Конференции по разоружению

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Прежде всего, хотел бы поздравить Вас, Ваше Превосходительство, с началом председательства на Конференции. Желаю Вам и Вашей команде терпения и вдохновения при руководстве нашим форумом в эти сложные времена. Разумеется, вы можете рассчитывать на всестороннее содействие в этом российской делегации.

Г-н Председатель,

Мир переживает период глубокой трансформации, сопровождающейся ростом конфликтного потенциала, нестабильности и непредсказуемости. В этих условиях как никогда востребованы коллективные, объединённые общей целью усилия – сделать мир безопаснее в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН). Эти усилия должны быть направлены на согласование новых, отвечающих современным реалиям подходов к актуальным «разоруженческим» проблемам, на поиск путей укрепления действующих соглашений, прежде всего касающихся ОМУ, и на выработку новых многосторонних договорённостей.

К сожалению, 2022 год был скуп на позитивные события, связанные с КВРН. Более того, тревожная ситуация в данной сфере продолжала усугубляться вследствие демонтажа важнейших международно-правовых инструментов, отхода ряда государств от устоявшихся принципов равноправного взаимодействия в рамках многосторонних механизмов. В этом плане показательны итоги состоявшихся в 2022 году двух обзорных конференций: по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). Из-за необоснованных амбиций стран Запада, чрезмерной политизации ими этих знаковых форумов, отсутствия с их стороны всякого желания учитывать мнения других государств, так и не удалось согласовать полноценные итоговые документы, которые должны были стать основой для дальнейшей совместной работы в рамках данных основополагающих для международной безопасности соглашений. Не лучше дела обстояли и на других «разоруженческих» площадках.

Г-н Председатель,

Причину такой, мягко сказать, крайне неудовлетворительной ситуации видим, прежде всего, в стремлении США и их союзников к переформатированию многополярного политического ландшафта в интересах обеспечения своего глобального доминирования, создания некоего «миропорядка, основанного на правилах». Об этом мы уже не раз говорили. Подобные пагубные для международного мира и безопасности намерения подкрепляются планами по достижению безусловного и подавляющего военного превосходства над гипотетическими соперниками, прежде всего Россией. Поэтому ставку в вопросах международной безопасности США и их союзники делают на резкое повышение роли силового фактора, наращивание санкционного прессинга на «неугодные» страны, ужесточение агрессивной, безапелляционной риторики, не свойственной традиционной дипломатии. Всё это осуществляется под видом заботы о благополучии так называемого «золотого миллиарда», как это, например, явствует из пункта 9 недавно подписанной декларации о партнерстве между ЕС и НАТО.

Однако открытым остаётся вопрос, каким образом проповедуемые этой узкой группой государств концепции и правила соотносятся с признанными в глобальном масштабе нормами международного права, принципами и положениями Устава ООН.

Убеждены, что дальнейшее следование странами Запада данному курсу станет губительным не только для режима КВРН, но и для всей системы международных отношений.

Г-н Председатель,

Россия выступала и выступает за принятие выработанных на коллективной основе мер по укреплению международного мира и безопасности, а также практических шагов на пути к всеобщему и полному разоружению. Исходим из того, что даже в нынешних условиях международной нестабильности, глобальной и региональной напряжённости, обострения старых и появления новых противоречий сохраняются реальные перспективы на продвижение в решении насущных проблем в области КВРН.

Важно, что продолжает действовать ДСНВ, продлённый в феврале 2021 года по инициативе России. Данное обстоятельство означает, что участники Договора – обладатели наибольших ядерных арсеналов, разделяют понимание рисков, проистекающих из ситуации стратегической неопределённости и непредсказуемости. ДСНВ сохраняет открытым окно возможностей для продолжения диалога по стратегической стабильности с акцентом на выработку возможного соглашения на его замену.

Также считаем, что достигнутые в 2021 году в Женеве делегациями России и США понимания сохраняют потенциал для возобновления и развития комплексного и предметного диалога о будущем контроле над вооружениями, в т.ч. с участием всех ключевых игроков. Несмотря на то, что российско-американские консультации пока заморожены по вине США, рано или поздно нам всё-таки придётся заняться выработкой нового глобального «уравнения безопасности», учитывающего все значимые факторы стратегической стабильности, которые включают весь комплекс наступательных и оборонительных, развёрнутых и не развёрнутых, ядерных и неядерных вооружений, способных влиять на баланс сил и ситуацию в сфере международной безопасности. Ещё раз заявляем, что будем готовы рассмотреть новые здравые идеи американских коллег на этот счёт.

Важным в плане укрепления политической основы для совместных усилий ядерных государств в области КВРН стало заявление лидеров ядерной «пятёрки» от 3 января 2022 года, одним из ключевых элементов которого является политическое обязательство по недопущению гонки вооружений.

При условии осознания нашими западными партнёрами своей ответственности за будущее человечества и их готовности к равноправному и взаимоуважительному диалогу, свою актуальность сохраняет инициатива Президента Российской Федерации В.В.Путина о проведении саммита лидеров стран-постоянных членов СБ ООН, выдвинутая в январе 2020 года для обсуждения самых серьёзных мировых проблем. Такой «пятисторонний» диалог мог бы дать толчок налаживанию конструктивного взаимодействия всех заинтересованных стран для создания новой архитектуры безопасности и восстановления надёжной системы договорённостей в сфере КВРН.

Г-н Председатель,

Россия остается привержена цели создания мира, свободного от ядерного оружия. Решимость и в дальнейшем действовать строго в русле обязательств по статье VI ДНЯО была подтверждена российской делегацией в ходе состоявшейся в августе 2022 года 10-й Обзорной конференции по данному Договору.

При этом для возобновления процесса ядерного разоружения и достижения ощутимых результатов на этом пути требуются усилия всего международного сообщества по формированию климата безопасности, благоприятного для последовательного продвижения к миру, свободному от ядерного оружия. Попытки же навязать ядерным странам скорейшую и безусловную ликвидацию их арсеналов без учёта существующих стратегических реалий и их законных интересов в сфере безопасности со всей очевидностью бесперспективны.

В то же время наша делегация готова к предметному обсуждению всего комплекса проблем, связанных с ядерным разоружением с учётом дискуссий, состоявшихся на 10-й Обзорной Конференции ДНЯО.

Крайне важным считаем также углублённое обсуждение темы предоставления «негативных» гарантий безопасности (НГБ) неядерным государствам, ставшей многоаспектной в связи с созданием трёхстороннего партнёрства AUKUS, многолетней практикой совместных ядерных миссий в рамках НАТО и окончательным закреплением ядерного статуса за этим военно-политическим блоком, подавляющее число членов которого считают себя неядерными государствами.

Г-н Председатель,

Россия давно и последовательно выступает за решение как никогда актуального вопроса, касающегося совместной разработки правовых гарантий, исключающих возможность вывода в космос оружия любого вида. Считаем, что единственным действительно эффективным способом защиты человечества от угроз в космосе и из космоса является заключение юридически обязывающего соглашения с участием всех космически значимых государств, предусматривающего запрет на вывод и размещение оружия в космическом пространстве и применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Такое соглашение опиралось бы на фундаментальный Договор о космосе 1967 года, развивало его положения, касающиеся вопросов ПГВК, и компенсировало имеющиеся в нынешнем международном космическом праве лакуны в отношении недобросовестного и безответственного использования космического пространства. Данный подход разделяет большинство государств-членов ООН.

Считаем, что предлагаемые западными странами малоэффективные меры в области укрепления безопасности в космосе, будь то некие субъективные и малопонятные «правила ответственного поведения» или непроверяемый мораторий на испытания отдельных видов противоспутникового оружия, направлены исключительно на отвлечение внимания международного сообщества от решения главной задачи – сохранения космического пространства в качестве зоны общей безопасности, свободной от любого военного противостояния.

Еще в 2008 г. мы с китайскими коллегами предложили проект договора о предотвращении развёртывания оружия в космосе (ДПРОК), а в 2014 году он был обновлён с учетом соображений других делегаций. Рассчитываем, что у оппонентов нашего подхода и проекта ДПРОК возобладает понимание приоритетности и императивности принятия юридически обязывающих гарантий сохранения космоса для использования и исследования исключительно в мирных целях.

Убеждены, что решению задач ПГВК будет содействовать работа учреждённой в соответствии с резолюцией ГА ООН 77/250 Группы правительственных экспертов по дальнейшим мерам в сфере предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, первая сессия которой запланирована на ноябрь нынешнего года.

Г-н Председатель,

По упомянутым мной причинам не лучшим образом в прошедшем году складывалась ситуация и на Конференции по разоружению (КР). По вине некоторых государств-участников она всё больше превращается из форума по выработке профильных многосторонних соглашений в поле противостояния «коллективного Запада» с неугодными, с его точки зрения, странами.

В ходе сессии 2022 года ряд делегаций, ослеплённых желанием досадить Российской Федерации, использовали площадку Конференции в сугубо политических целях для проведения массированной антироссийской кампании. На протяжении всей сессии нам приходилось выслушивать несостоятельные, необоснованные и беспочвенные обвинения в связи с ситуацией на Украине. К сожалению, в этом им потворствовали отдельные председательства.

Наиболее провокационными и безосновательными считаем обвинения России в «безответственной риторике», связанной с применением ядерного оружия. Те, кто тиражирует подобные «обвинения» прекрасно знают, что никаких официальных заявлений, подтверждающих такие намерения, не было. Хочу напомнить, что заявления, сделанные на высшем уровне, носили ответный и сугубо предупредительный характер с целью удержать западных обладателей ядерного оружия от необдуманных шагов, которые могли бы иметь катастрофические последствия.

Цель подобных обвинений – ввести в заблуждение мировое сообщество относительно первопричин действий России на территории Украины, и отвлечь внимание от собственных безответственных и враждебных по отношению к нашей стране акций в контексте украинского кризиса. Как здесь не вспомнить о предпринимаемых США и Великобританией, двумя ядерными державами, шагах по стратегическому освоению украинской территории, сопровождавшихся полётами тяжёлых бомбардировщиков, строительством военно-морских объектов на Чёрном море, а также втягиванием киевского режима в «ядерный» блок НАТО.

Итогом агрессивной линии в отношении России стала запредельная для нашего форума политизация, препятствовавшая на протяжении всей сессии конструктивному обмену мнениями по существенным вопросам, что не позволило принять отчёты всех пяти вспомогательных органов и согласовать субстантивный заключительный доклад о работе форума.

Тем не менее мы убеждены, что КР по-прежнему остаётся одной из тех немногих разоруженческих площадок, на которых можно и нужно обсуждать широкий круг проблем международной безопасности с перспективой подготовки новых многосторонних соглашений по КВРН. Видим первостепенную задачу в том, чтобы обеспечить реализацию мандата Конференции как единого переговорного органа и как можно скорее приступить к переговорам по темам, зафиксированным в её Повестке дня.

Для этого от наших оппонентов потребуются серьёзные усилия для приведения в норму своего поведения. Выражаясь более понятным языком, их возвращения к ответственному поведению на форуме. Только при таком условии остаются реальные шансы на согласование полноценной Программы работы. Выступаем за всеобъемлющую и сбалансированную Программу работы, содержащую согласованные мандаты по четырём ключевым темам: ядерное разоружение, предотвращение ядерной войны, ПГВК и НГБ. Мы готовы рассматривать любые предложения на этот счёт и работать на достижение консенсуса.

Мы также рассчитываем, что все председатели нынешней сессии будут занимать ответственную и равноудаленную позицию «честных брокеров» и строго следовать как устоявшейся практике ведения дел на Конференции, так и её Правилам процедуры, включая, прежде всего, правило консенсуса.

Хотел бы еще раз подтвердить готовность российской делегации к конструктивному взаимодействию с египетским председательством и со всеми последующими председательствами сессии 2023 года.

Пользуясь случаем, хотел бы выразить признательность Постпреду Китая Послу Ли Суну за его тесное сотрудничество на протяжении последних лет и весомый вклад в обсуждение широкого круга вопросов КВРН, а также за его активное участие в деятельности КР и других «разоруженческих» форумов. Желаем ему успехов и удачи в его дальнейшей работе.

Спасибо за внимание.

Источник: МИД РФ