Страны, перешедшие "красную черту" в развитии атомной энергетики, должны подвергаться жестким международным санкциям - эксперт

Международные санкции в отношении стран, нарушающих рамки мирной ядерной энергетики, должны быть более жесткими, считает президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы Вячеслав Кантор.

"Ограничения должны быть оформлены более жесткими решениями, чем даже соответствующие резолюции Совбеза ООН, которые, как показал опыт, могут быть малоэффективными. Об условности таких запретов может свидетельствовать позиция "шестерки" на переговорах с Ираном, которая предлагает компромиссные решения, допускающие ограничить обогащение урана только до 20% и разрешающее обогащать его до топливного уровня. Тем самым подрывается авторитет СБ ООН", - сказал В.Кантор, открывая конференцию в швейцарском Монтре.

Он привел в пример опыт Северной Кореи, "которая давно перешла красную черту, и Ирана, который уже балансирует, приплясывает на этой черте".

В.Кантор напомнил, что неядерные государства, в соответствии с положением Договора о нераспространения ядерного оружия имеют право на полный ядерный топливный цикл в интересах развития ядерной энергетики. Но если появляются признаки того, что эти страны занимаются незаконным развитием оружейных технологий, тогда необходимо ограничить их право на этот цикл.

По его мнению, набор признаков выхода государств за пределы мирной ядерной энергетики достаточно широк и требуется их ранжирование по степени опасности.

К таким признакам, по оценке эксперта, может относиться ничем не обоснованное обогащение урана до 3.5% для малого числа АЭС и до 20% для исследовательских реакторов, деятельность незадекларированных объектор ядерной инфраструктуры, заглубление этих объектов, а также наличие и развитие ракетных и авиационных средств доставки ядерного оружия.

По мнению В.Кантора, одним из первых признаков замыслов по созданию ядерного оружия следует считать отказ государства подписать и ратифицировать Дополнительный протокол 1997 года. По данным МАГАТЭ на апрель текущего года, в 22 государствах документ не ратифицирован, в том числе в Иране, а также в Алжире, претендующем на развитие ядерной энергетики.

Источник: Интерфакс-АВН