Совбез ООН одобрил введение санкций против Ирана

Совет Безопасности ООН большинством голосов одобрил введение дополнительных санкций в отношении Ирана. Делегации Бразилии и Турции проголосовали против. Делегация Ливана воздержалась. Таким образом, резолюция одобрена, однако единство Совета было нарушено.

По словам представителя Бразилии при ООН, одобрение сегодняшней резолюции в сложившихся обстоятельствах "пошлет неверный сигнал" Ирану. В своем выступлении бразильский дипломат подчеркнула, что "в сложившихся обстоятельствах", когда Бразилия, Турция и Иран заключили соглашение об обмене урана, "ситуация изменилась", и нет необходимости вводить дополнительные санкции в отношении Ирана. По мнению постпреда Турции при ООН, вместе со своим бразильским коллегой выступившего до голосования, одобрение новой резолюции "негативно скажется на дипломатическом процессе", идущем вокруг Ирана.

Постпред США при Объединенных Нациях Сюзан Райс назвала принятые санкции "жесткими и умными". "Они не затрагивают интересов" простых иранцев, указала она. По мнению Райс, перед тем, как принять данный документ, представители международного сообщества "сделали все, что могли", для того, чтобы договориться с Ираном. В своем выступлении постпред США еще раз обвинила Тегеран в нежелании должным образом сотрудничать с международным сообществом и прекратить свою ядерную программу.

В принятой резолюции содержится призыв ко всем государствам-членам ООН "проявлять бдительность" в отношении денежных переводов с участием иранских банков, в том числе Центрального банка Ирана, так как это, по мнению авторов резолюции, предотвратит оказание поддержки ядерной программе страны.

В документе содержится также призыв ко всем государствам "предпринять все необходимые меры для запрещения открытия на их территориях новых отделений и офисов иранских банков", если их активность может внести свой вклад в развитие иранской ядерной программы, которая вызывает подозрение у членов международного сообщества.

Кроме того, в резолюции, соавторами которой являются делегации США, Франции, Германии и Великобритании, оговаривается создание международного механизма мониторинга, который позволит контролировать передвижения грузовых судов и осуществлять их досмотр в том случае, если существует подозрение, что на них находятся грузы, имеющие отношение к осуществлению иранской ядерной и ракетной программ.

К документу прилагаются списки иранских физических и юридических лиц, имеющих отношение к иранской ядерной программе, зарубежные активы которых должны быть заморожены.

Находящийся в Душанбе с визитом президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что для иранской нации "грош цена" принятой сегодня Советом Безопасности ООН резолюции о введении дополнительных санкций против Ирана. "Против нас направо и налево принимает резолюции тот, кто имеет атомную бомбу, применял ее, складирует в своих арсеналах и угрожает ею другим. Предлогом объявлено то, что Иран, может быть, когда-нибудь в будущем создаст атомную бомбу", - указал Ахмадинежад. "Резолюции, которые вы принимаете, следует выкинуть в урну подобно использованной салфетке", - подчеркнул он.

Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки назвал "шагом назад" принятую Советом Безопасности ООН резолюцию. "Если проводить параллель с шахматной партией, то предыдущий ход Ирана - тегеранская декларация /ирано-турецко-бразильское заявление по обмену ядерным топливом - прим. корр./ - был в сторону сотрудничества и создания доверия. Ответный ход стал шагом назад. Теперь ход за Исламской Республикой, и мы его сделаем", - заявил находящийся в Дублине с визитом Моттаки, слова которого приводит информационное агентство Фарс.

В свою очередь, постоянный представитель ИРИ при Международном агентстве по атомной энергии Али Асгар Солтание заявил сегодня, что Иран продолжит обогащать уран. После принятия Совбезом ООН резолюции "ничего не изменится, мы будем продолжать без малейшего перерыва нашу деятельность по обогащению урана", указал он.

Председатель комитета по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана Алаэддин Боруджерди заявил, что парламент Ирана намерен пересмотреть отношения с Международным агентством по атомной энергии /МАГАТЭ/ в сторону понижения уровня сотрудничества в ответ на принятие Советом Безопасности ООН новых санкций против Исламской Республики.

По его словам, такой пересмотр будет вполне "пропорциональным" ответом на "развернувшиеся политические игры" против Ирана.

Выступая на открытом заседании Совета Безопасности ООН, постоянный представитель РФ при Объединенных Нациях Виталий Чуркин заявил, что Россия надеется, что принятая резолюция будет воспринята иранской стороной как еще один сигнал о необходимости позитивно откликнуться на неоднократные призывы "шестерки" международных посредников /РФ, США, Китая, Франции, Великобритании и Германии/.

Россия, указал Чуркин, "как в рамках многосторонних форматов, так и самостоятельно прилагала и продолжает прилагать значительные усилия по убеждению Ирана конструктивно взаимодействовать с "шестеркой" и добросовестно выполнять все положения соответствующих резолюций Совета Безопасности и решений МАГАТЭ". При этом он отметил, что, "сооружая АЭС в Бушере, Россия не только на словах, но и на деле подтвердила принципиальное право Ирана как члена ДНЯО на развитие мирной ядерной энергетики".

При этом постпред РФ при ООН выразил сожаление в связи с тем, что "интенсивные усилия России и наших партнеров по "шестерке" пока не находят в Иране адекватного отклика". "Тегеран пока не принял необходимых решений, которые открыли бы дорогу для полноценного освоения Ираном мирного атома и укрепления международного режима ядерного нераспространения", - добавил Чуркин.

В МИД РФ, комментируя принятие СБ ООН новой резолюции в отношении Тегерана отметили, что в тексте новой резолюции по ИРИ нет формулировок, которые бы вели к применению "удушающих" или "парализующих" мер воздействия.

"Все меры, прописанные в резолюции, принимаются по статье 41 Главы VII Устава ООН, исключающей возможность применения силы, - отметили в министерстве. - Ссылка на эту статью в преамбуле резолюции подкреплена четкой констатацией: ничто в тексте резолюции не дает оснований для принятия мер или действий, выходящих за рамки резолюции, включая использование силы или угрозу силой".

"Соответственно, главный смысл принятого Советом Безопасности ООН решения – побудить иранскую сторону к сотрудничеству, добиться выполнения известных требований, сформулированных в том числе по линии МАГАТЭ, - добавили в МИД. - Понятно, что сами по себе санкции вряд ли способны решить проблемы, связанные с иранской ядерной программой".

Министры иностранных дел "шестерки" ожидают, что Иран отреагирует на открытость к диалогу и переговорам. Об этом говорится в совместном заявлении глав МИД, опубликованном на сайте внешнеполитического ведомства России. "Министры иностранных дел Великобритании, Германии, Китая, Франции, России и США, хотели бы воспользоваться возможностью, чтобы подтвердить нашу решимость вести поиск скорейшего переговорного урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы и приверженность этому, - отмечается в заявлении. - Принятие новой резолюции СБ ООН наряду с отражением озабоченности международного сообщества ситуацией вокруг иранской ядерной программы и подтверждением необходимости выполнения Ираном требований СБ ООН и Совета управляющих МАГАТЭ оставляет дверь открытой для продолжения взаимодействия между "шестеркой" и Ираном".

Одобренные санкции против Ирана, - "наиболее всеобъемлющие". Об этом заявил президент США Барак Обама, комментируя решение Совета Безопасности ООН ужесточить карательные меры в отношении Тегерана за его нежелание прекратить деятельность, связанную с обогащением урана.

"Эта резолюция вводит самые жесткие санкции, с которыми когда-либо сталкивалось иранское правительство, - отметил глава Белого дома. - Это - недвусмысленное послание о приверженности международного сообщества делу прекращения распространения ядерных вооружений".

"Мы знаем, что иранское правительство не изменит своего поведения за одну ночь, но сегодняшнее голосование /в СБ ООН/ показало, что ему придется платить все большую цену за свою неуступчивость, - продолжил Обама. - И я хочу, чтобы всем было ясно: эти санкции не закрывают дверь перед дипломатическими усилиями. У Ирана все еще есть возможность пойти другим путем. Я бы очень хотел, чтобы наступил такой день, когда иранское правительство выполнит свои международные обязательства, когда эти и предыдущие санкции будут сняты".

Ангела Меркель приветствовала новые санкции ООН в отношении Ирана, назвав их "важным часом международной дипломатии". Более двух лет, отметила она, международное сообщество добивалось от Тегерана большей прозрачности в его ядерной программе, однако Иран на это не пошел. Резолюция Совета Безопасности ООН, подчеркнула Меркель, "не направлена против населения" Ирана.

Канцлер ФРГ выразила надежду, что теперь руководство Ирана продемонстрирует больше "прозрачности и сотрудничества".

"Серьезным шагом вперед" назвал резолюцию Совбеза ООН министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман. "Впервые за много лет, после долгих разговоров, наконец-то принято решение о санкциях", - заявил он сегодня в интервью нью-йоркской русскоязычной радиостанции "Davidzon Radio".

"Это далеко не то, о чем мы думали и чего мы хотели, но это серьезный шаг вперед", - сказал Либерман, назвав принятие резолюции "большим успехом прежде всего американской дипломатии".

Исламская Республика Иран является членом ООН /с 1945/, членом Международного агентства по атомной энергии /МАГАТЭ; с 1958/ и участником Договора о нераспространении ядерного оружия /ДНЯО; с 1970/. Как член МАГАТЭ, подписавший ДНЯО, Иран имеет право развивать собственную ядерную энергетику. Однако его деятельность в этой области должна быть прозрачна и протекать под международным контролем, так как, подписав ДНЯО, Иран обязался не производить и не приобретать ядерное оружие, а являясь членом МАГАТЭ, обязан допускать инспекторов этой организации, контролирующих выполнение ДНЯО.

В 2004 году в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ, что дало повод обвинить Тегеран в стремлении получить собственное ядерное оружие. В связи с этим западные страны предприняли ряд попыток вынудить Иран отказаться от реализации ядерной программы. Сначала переговоры с Ираном вела "евротройка" - Франция, Германия и Великобритания, затем "шестерка" - представители пяти постоянных членов СБ и Германии.

Тегерану было предложено несколько вариантов сотрудничества в обмен на замораживание иранской программы обогащения урана, среди них техническая помощь в развитии мирной ядерной энергетики /2005/, обогащение урана на российской территории /2005/, предложения экономического и политического характера, в т.ч. обещание активно поддержать строительство в Иране новых легководных реакторов и призыв к долгосрочному партнерству Ирана с Евросоюзом в энергетической области, а также предложения по развитию сотрудничества в области региональной безопасности, международной торговли и инвестиций, гражданской авиации, инфраструктуры телекоммуникаций, высоких технологий и сельского хозяйства /2006/.

Несмотря на многочисленные раунды переговоров между официальными властями Ирана и Евросоюзом, а также Ирана и МАГАТЭ, никаких кардинальных сдвигов в достижении консенсуса по иранской ядерной программе между Ираном и международным сообществом так и не было достигнуто. Тегеран продолжал настаивать на своей позиции - Иран готов к переговорам, но только при условии соблюдения его прав на развитие мирной ядерной энергетики, и не намерен замораживать реализацию своей ядерной программы.

В 2006-2007 гг. СБ ООН ввел в отношении этой страны санкции /резолюции 1737, 1747/, в марте 2008 года санкции были ужесточены /резолюция 1803/, а в сентябре 2008 года СБ ООН принял несанкционную резолюцию 1835 с призывом к Ирану выполнить положения предыдущих резолюций, касающихся его ядерной программы.

В октябре 2009 года МАГАТЭ предложило схему, согласно которой Иран должен был вывезти 1,2 тонны /примерно 70 проц накопленного в стране/ низкообогащенного урана для дообогащения в России и последующего изготовления во Франции ядерного топлива. Однако Тегеран заявил, что согласен лишь на синхронный обмен ядерным материалом и только на территории самого Ирана.

В феврале 2010 года, после того как переговоры на эту тему зашли в тупик, Иран приступил к работам по обогащению урана до уровня 20 проц в ядерном центре Натанз /по заявлению иранской стороны, стране требуется примерно 120 кг обогащенного до 20 проц урана для исследовательского реактора, который дает возможность производить лекарства/.

17 мая 2010 года Иран, Турция и Бразилия подписали соглашение по обмену ядерным топливом. Оно предусматривает вывоз из Ирана в Турцию 1,2 тонны низкообогащенного урана для последующего обмена на 120 кг 20-процентного ядерного топлива /Бразилия выступает в роли посредника, Турция - в роли "ответственного хранителя" иранского урана, который будет оставаться собственностью ИРИ/. Однако на следующий день после подписания соглашения Иран подтвердил намерение продолжать обогащение урана до 20 проц на своей территории, что, по мнению экспертов, противоречит логике этого соглашения и не отвечает требованиям международного сообщества.

Источник: ИТАР-ТАСС