Шаг к безопасному миру

В Стокгольме прошла конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы «Перспективы ядерного распространения и разоружения после вступления в силу нового Договора о СНВ». Люксембургский форум провел ее совместно со Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (СИПРИ). В ней приняли участие известные общественные деятели, специалисты в области контроля над вооружениями, нераспространения ядерного оружия.

Люксембургский форум создан в мае 2007 года. Входящие в него видные эксперты в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений демонстрируют редкую способность находить приемлемые компромиссы для укрепления общей безопасности, что не всегда удается официальным дипломатам и ведущим политикам. 

В стокгольмской конференции приняли участие президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, директор Стокгольмского института исследования проблем мира Бейтс Гилл, члены Наблюдательного совета форума: Ханс Бликс, Рольф Экеус, экс-министр обороны США Уильям Перри, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, председатель Оргкомитета Люксембургского форума главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин; президент ПИР-Центра Владимир Орлов, вице-президент по научной работе и директор программы по проблемам нераспространения ОМУ «Фонда Карнеги за международный мир» Джордж Перкович, директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев, руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне Марк Фитцпатрик и другие известные эксперты. Они обсудили состояние и перспективы процесса ядерного разоружения, разрешения иранского ядерного кризиса, сотрудничества в сфере противоракетной обороны, а также дали оценку последствий «арабской весны» для международной ядерной безопасности.

Президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор заявил о том, что новый Договор о СНВ положительно повлиял на решение многих проблем, связанных с ядерным распространением. Вместе с тем, по его словам, эксперты отмечают относительную скромность этого шага. «Стороны практически остановились на потолках ядерных боезарядов, зафиксированных еще в московском Договоре о стратегических наступательных потенциалах 2002 года, а новый предельный уровень боезарядов (1550 единиц) демонстрируется изменением правил их засчета». В процессе ратификации нового Договора о СНВ проявились значительные разногласия. Они касаются интерпретации его положений. «Без урегулирования подобных противоречий дальнейшие шаги в ядерном разоружении и достижении партнерства сталкиваются со значительными трудностями, – подчеркнул Вячеслав Кантор. – К таким шагам относятся ограничение и сокращение нестратегических ядерных вооружений и достижение договоренностей о сотрудничестве в сфере ПРО в Европе».

Президент Люксембургского форума подробно прокомментировал последние события на севере Африки и арабском Востоке. По его словам, резкое обострение общественно-политической ситуации на Ближнем Востоке и в государствах Северной Африки угрожает безопасности всего региона. Вакуум власти может спровоцировать радикальные изменения в расстановке политических сил, активизацию деятельности террористов и увеличить вероятность ядерного терроризма. Кто же может быть гарантом безопасности в этих регионах? Отвечая на этот вопрос корреспондента «Трибуны», Вячеслав Кантор назвал шестерку крупнейших государств, которую образуют постоянные члены Совета Безопасности ООН. В наиболее значительной степени, по его мнению, такими гарантами могут быть страны «большой тройки» – Россия, США и Китай. 

Комментируя ситуацию со стопором в переговорах о ядерном разоружении, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин сказал, что, по его мнению, тупик в переговорах, консультациях по противоракетной обороне, по сотрудничеству России, США и НАТО – временный. «У обеих сторон существует общее понимание угроз, как и сугубо политические противоречия по угрозам. Когда российское руководство заявляет, что угроз никаких нет, это правда – ровно настолько, насколько сейчас нет никакой противоракетной обороны. Прогноз развития ракетных вооружений в Иране показывает, что через определенное время у его ракет будет реальная возможность достичь дальности свыше 3 тысяч километров». И к этому времени, еще до возникновения реальных ракетных угроз, по мнению эксперта, должна быть развернута совместная противоракетная оборона в Европе.

На конференции говорилось о том, что остается все меньше времени до «точки невозврата», когда Иран будет готов к испытаниям ядерного оружия. И она станет моментом испытания для государств, обладающих ядерным оружием: они неизбежно будут вынуждены ответить на вопрос, что в этой ситуации делать. Существует огромное количество разных и порой противоречивых предложений по данному поводу. Не первое десятилетие, например, звучат предложения о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. Саудовская Аравия и ряд других стран Ближнего Востока по разным причинам крайне раздражены продвижением Ирана к обладанию ядерным оружием. Слышатся призывы о наращивании ядерных потенциалов «больших игроков» для того, чтобы противостоять вооружению «проблематичных стран»... Как быть в этой ситуации? Экс-генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс высказал на конференции предложение: может быть, пора в случае особенно трудных конфликтов между странами передавать дело (при согласии сторон, разумеется) в международный арбитраж?

 Детальные рекомендации экспертов отражены в итоговом документе конференции, направленном лидерам ведущих ядерных держав и крупнейших международных организаций, занимающихся «ядерными» вопросами.

Источник: Трибуна.ру