Миру нужна ядерная безопасность

В Стокгольме прошла конференция "Перспективы ядерного распространения и разоружения после вступления в силу нового Договора о СНВ". Конференция была организована Международным Люксембургским форумом по предотвращению ядерной катастрофы и Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (СИПРИ)

Одна из важных особенностей Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы - выработка рекомендаций по обсуждаемым проблемам и конвертация их в практические программы, которые предлагаются руководству ведущих стран мира и затем реализуются. Этот существенный фактор президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор отметил, отвечая на вопрос корреспондента "Луча" на пресс-конференции, которая прошла в "антракте" конференции "Перспективы ядерного распространения и разоружения после вступления в силу нового Договора о СНВ". За два дня работы форума эксперты в области глобальной безопасности из России, США, Франции, Швеции, Израиля и Саудовской Аравии обсудили состояние и перспективы процесса ядерного разоружения и сотрудничество в сфере противоракетной обороны между Россией, США и европейскими странами. Отдельно рассматривались перспективы разрешения иранского ядерного кризиса и последствия "арабской весны" для международной ядерной безопасности.

Открывая работу конференции, президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор заявил о том, что новый договор о СНВ положительно повлиял на решение многих проблем, связанных с ядерным распространением. Вместе с тем, эксперты Люксембургского форума отмечают относительную скромность этого шага. "Стороны практически остановились на потолках ядерных боезарядов, зафиксированных еще в московском договоре о стратегических наступательных потенциалах 2002 года. Этот показатель - 2200 единиц. Новый предельный уровень боезарядов - 1550 единиц, достигается за счет изменения правил их засчета. Кроме того, степень транспарентности состояния стратегических вооружений США и России по новому договору, в целом, как минимум, не повысилась, а по ряду пунктов снизилась", - убежден Вячеслав Кантор.

"Арабскую весну" сменит "ядерная зима"?

Отдельной темой обсуждения на конфреренции стало резкое обострение общественно-политической ситуации на Ближнем Востоке и в государствах Северной Африки, которое, по мнению международных экспертов по ядерной безопасности, способно привести к радикальным изменениям в расстановке политических сил и поставить под угрозу безопасность всего региона.

"Сегодня можно уверенно говорить о том, что нельзя исключить значительного усиления роли и влияния радикальных исламистских партий и группировок в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В свою очередь, это может иметь далеко идущие негативные последствия для безопасности. Вакуум власти может привести к активизации террористической деятельности и увеличению вероятности актов ядерного терроризма", - считает Вячеслав Кантор. По его словам, для стран Европы ситуация значительно осложняется в связи с резким увеличением иммиграционных потоков из нестабильных регионов. Принимаемые европейскими государствами меры по ограничению транзита нелегальных мигрантов не способны поддерживать приемлемый уровень безопасности в государствах ЕС. Фактически сегодня нелегальная миграция является каналом, по которому экстремизм импортируется в Европу.

Слабый пограничный контроль на южных границах Евросоюза и номинальный административный контроль на границах государств, входящих в Шенгенское соглашение, ведут к повышению угрозы транзита средств и технологий изготовления оружия массового уничтожения. При этом общеизвестно, что исполнители громких терактов последнего времени проходили подготовку в Европе, в местах компактного проживания нелегальных мигрантов.

Под прикрытием арабских революций и "Фукусимы"

Экспертному обсуждению возможных путей решения иранского ядерного кризиса было посвящено специальное заседание конференции. Его участники констатировали, что политические трансформации в странах Северной Африки и Ближнего Востока и ликвидация последствий аварии на японской атомной электростанции "Фукусима" отвлекают внимание политиков и международных институтов, призванных ограничить развитие ядерных программ Ирана и Северной Кореи.

Между тем, деструктивный потенциал возможного обладания Ираном технологиями создания ядерных вооружений продолжает оставаться очень высоким. Также вполне вероятно, что иранское руководство, пользуясь нестабильностью в регионе, вызванной революционными событиями "арабской весны", будет наращивать свою агрессивную политику по всем направлениям, инспирируя новые кризисы и государственные перевороты.

В сложившейся ситуации единственным выходом остается оказание давления на иранское руководство. Между тем международное сообщество крайне слабо реагирует на сигналы о стремительном и бесконтрольном развитии ядерной программы этой страны в обход международных санкций. Так, в мае представителям ООН стало известно, что Северная Корея и Иран в нарушение санкций обменивались военными технологиями, в том числе технологиями производства баллистических ракет. В соответствующем докладе ООН отмечалось, что обмен вооружениями происходил через некую третью страну. Предположительно посредником стал Китай.

* * *

Конференция стала уже 11-й рабочей встречей международного пула экспертов в области глобальной безопасности, объединенных организационной структурой Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. На каждой встрече эксперты форума анализируют наиболее актуальные вопросы ядерного нераспространения, пути разрешения наиболее угрожающих ракетно-ядерных кризисов, обсуждают вызовы глобальной безопасности. По результатам работы принимается меморандум, который затем представляется лидерам ведущих государств мира, в Совет Безопасности ООН, руководству стран СНГ, ОДКБ, НАТО и МАГАТЭ.

В работе конференции приняли участие директор СИПРИ Бейтс Гилл, экс-министр обороны США Уильям Перри, экс-генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс, руководитель программы по нераспространению оружия массового уничтожения и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне Марк Фитцпатрик, профессор Шведского колледжа национальной обороны Бо Халт и другие эксперты.

По словам организаторов конференции, особенность работы Люксембургского форума состоит в том, что приверженные национальным интересам эксперты из разных стран демонстрируют способность находить приемлемые компромиссы для укрепления общей безопасности. Далеко не всегда это удается сделать официальным дипломатам и политикам.

Справка

Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы

Форум создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24-25 мая 2007 года в Люксембурге, и является крупнейшей организацией, объединяющей ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, ядерных материалов и средств доставки.

Задачи форума: противодействие нарастающим угрозам режиму нераспространения и размыванию основ Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), включая предотвращение угрозы ядерного терроризма и попыток стран и режимовизгоев получить доступ к ядерным материалам и технологиям. Особое внимание уделяется иранской ядерной угрозе.

В наблюдательный совет форума входят видные политики, общественные деятели, всемирно известные ученые.

Президент форума - Вячеслав Кантор, доктор наук, известный международный общественный деятель, филантроп, предприниматель и инвестор. Вячеслав Кантор является президентом Европейского еврейского конгресса.

Источник: Луч (газета, Израиль)