МАГАТЭ раскроет информацию о возможных военных составляющих иранской ядерной программы

Руководство Международного агентства по атомной энергии решило предать гласности информацию, поступающую от ряда государств и основанную на донесениях иностранных спецслужб, о возможных военных составляющих иранской ядерной программы. В соответствии с обещанием, данным на сентябрьской сессии Совета управляющих МАГАТЭ, генеральный директор агентства Юкия Амано намерен обнародовать сведения, на которые он неизменно ссылается при подготовке своих докладов об осуществлении соглашения о гарантиях с Исламской Республикой Иран. Сделать это он собирается в виде приложения к очередному такому докладу, который будет направлен для ознакомления членам Совета управляющих сегодня вечером или в среду.

Документ носит сугубо конфиденциальный характер, однако его "предполагаемое" содержание давно и активно обсуждается некоторыми кем-то заранее информированными СМИ. В частности, в комментариях, которые носят порой истеричный характер, говорится, например, будто Иран занимается компьютерным моделированием ядерных взрывов, будто кто-то из бывших советских ученых на протяжении ряда лет помогал иранцам разрабатывать высокобризантные взрыватели для боеголовок и будто спутники-шпионы даже обнаружили где-то на иранской территории некий стальной контейнер, в котором эти взрыватели испытывались. На самом же деле ни МАГАТЭ, ни иностранные спецслужбы, похоже, не располагают неопровержимыми доказательствами того, что ядерная программа ИРИ напрямую связана с так называемыми "предполагаемыми исследованиями", целью которых являлось или является создание ядерного оружия.

Озабоченность по поводу того, что МАГАТЭ никак не может добиться от Тегерана ответа на все вопросы, касающиеся упомянутых "предполагаемых исследований", генеральный директор регулярно выражает в своих докладах по четыре раза в год на протяжении вот уже целого ряда лет. Заметного прогресса на этом пути достичь пока не удалось, поскольку Иран, ссылаясь на свое суверенное право, препятствует доступу инспекторов МАГАТЭ на военные объекты. Однако на сей раз очередное выражение озабоченности может произвести эффект разорвавшейся бомбы, причем в прямом, а не в переносном смысле.

Дело в том, что Израиль дал понять о возможном нанесении ракетно-бомбового удара по ряду объектов на территории Ирана, если доклад МАГАТЭ подтвердит подозрения Тель-Авива относительно ядерных амбиций Тегерана. Ну, а поскольку МАГАТЭ опирается прежде всего на косвенные данные израильской разведки и западных спецслужб, то получается, что поводом для нападения на Иран для израильтян может послужить обнародование собственных же непроверенных шпионских сведений, граничащих с догадками. Насколько эти намерения серьезны, можно судить хотя бы потому, что в минувшую среду Израиль успешно испытал новую баллистическую ракету "Иерихон-3", способную нести ядерный боезаряд, а также провел над Сардинией учения своих ВВС по уничтожению отдаленных целей. Кроме того, израильская армия активно отрабатывала действия по отражению возможного массированного ракетного удара по Тель-Авиву со стороны Ирана, Ливана и сектора Газа.

В этой связи целесообразность и своевременность публикации упомянутого приложения к очередному докладу МАГАТЭ вызывает большие сомнения, поскольку может спровоцировать новый конфликт на Ближнем Востоке, а заодно и похоронить шансы на политико-дипломатическое урегулирование иранской ядерной проблемы. Об этом, кстати, предупредили генерального директора агентства постоянные представители России и Китая при международных организациях в Вене, предпринявшие соответствующие совместные демарши. Если у МАГАТЭ действительно появились какие-то новые сведения, то прежде, чем чиркать спичкой над пороховой бочкой, следовало бы потребовать от Ирана необходимых разъяснений. Тем более, что возможности для этого есть. Так, на прошлой неделе иранская сторона передала генеральному директору МАГАТЭ письмо с приглашением его заместителю, директору департамента гарантий Херману Наккаертсу посетить Тегеран и обсудить все накопившиеся вопросы.

Однако похоже, что глава МАГАТЭ решил избрать иной путь. При этом он либо не слишком задумывается о последствиях, либо идет на поводу у тех, кто рассчитывает решить иранскую проблему, усилив давление на Тегеран, в том числе посредством нагнетания военной угрозы. Схожую ошибку Юкия Амано допустил в начале июня нынешнего года, когда опрометчиво включил в свой доклад по Сирии догадки, будто уничтоженный в сентябре 2007 года в результате израильского ракетно-бомбового удара объект на площадке в Дайр-эз-Зауре мог быть ядерным реактором, эксплуатация которого еще не началась. Сторонники жестких мер воспользовались тогда этой фразой, чтобы продавить спорную резолюцию, существенно осложнившую дальнейший диалог с Дамаском. Невольно напрашивается вывод: либо нынешний глава МАГАТЭ не способен предвидеть политические последствия своих шагов, либо им можно манипулировать. Ни то, ни другое не добавляет ему авторитета как руководителю влиятельной международной организации и существенно снижает его шансы добиться переизбрания на этот пост.

Источник: ИТАР-ТАСС