Люксембургский форум обсуждает пути развития режима нераспространения и выражает опасения в связи с ядерной программой Ирана

Рим. По словам Президента Международного Люксембургского Форума Вячеслава Кантора, многолетний опыт показал, что переговоры и соглашения в этой области более всего способствуют взаимопониманию и сотрудничеству великих держав по всем вопросам международной безопасности. «Однако в настоящее время договорно-правовая система ядерного разоружения практически полностью демонтирована. Уверен, ведущие державы - США и Россия - должны изменить сложившуюся ситуацию» - заявил Вячеслав Кантор.

На совместной пресс-конференции членов Консультативного Совета Международного Люксембургского Форума по предотвращению ядерной катастрофы и Пагуошского движения ученых за мир, разоружение и международную безопасность подняты важные вопросы работы Подготовительного комитета Конференции 2010 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), актуальные проблемы режима нераспространения и вызывающая серьезные опасения динамика ситуации с защитой ядерного материала.

Отвечая на вопрос о ядерной программе Ирана, представитель Люксембургского Форума Алексей Арбатов заявил: «Необходимо проводить политику кнута и пряника. Если Иран согласиться сотрудничать с мировых сообществом, экономические санкции и гарантии для страны должны быть пересмотрены. Если Ирина получит доступ к ядерным технологиям вне рамок режима контроля, это может привести к «эффекту домино» на всем Ближнем Востоке».


Профессор Ханс Бликс, Председатель Международной комиссии по оружию массового уничтожения (ранее - Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии) отметил: «Положительным примером результатов политики мирового сообщества по предотвращению распространения оружия массового уничтожения может служить ядерная программа Северной Кореи. Вместе с Китаем, Россией и Японией нам удалось многого добиться. Это было сделано без угроз, с помощью пряника, а не кнута. Северная Кори были предоставлены гарантии неприкосновенности режима и экономические выгоды. Пока можно испытывать умеренный оптимизм».

Генеральный Секретарь Пагуошского движения ученых за разоружение и международную безопасность, профессор Паоло Котта Рамузино сказал: «Иран не обладает какими-либо ядерными вооружениями; любые разработки страны в этой области находятся под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В настоящее время остается ряд не проясненных вопросов, но любая альтернатива дипломатическому варианту решению проблемы очень опасна, нереалистична и может привести к хаосу, остановить который будет практически невозможно».

В свою очередь Алексей Арбатов добавил: «Для того чтобы получить ядерное оружие необходимо иметь производство и постоянный доступ к высокообогащенному урану. Высокообогащенный уран - вот что хотят получить террористы. Сейчас в мире более 1500 тонн этого вещества. Сокращение запасов высокообогащенного урана путем его переработки и последующего использования в рамках программ «мирного атома», позволит решить целый ряд важнейших задач».