Крах СВПД повысит риск открытого противостояния в Персидском заливе - РябковКрах СВПД повысит риск открытого противостояния в Персидском заливе - Рябков

Риск открытого конфликта в Персидском заливе в случае краха Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД) возрастёт, допустить этого нельзя, заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков.

"Мы призываем всех оставшихся участников СВПД к сдержанности, нельзя испытывать договоренность на прочность, она может рухнуть, сколлапсировать - и тогда мы получим ситуацию, где риски открытого конфликта, риски дальнейших осложнений в и без того крайне взрывоопасном регионе Персидского залива ещё повысятся", - сказал Рябков журналистам в пятницу.

Он отметил, что Россия выступает за прямые контакты между всеми государствами региона, считает, что альтернативой такому подходу нет.

"Альтернативой может стать неконтролируемая эскалация. Против нее мы предостерегаем", - сказал замглавы МИД РФ.

Он подчеркнул при этом, что в тех действиях, которые до настоящего момента были осуществлены Ираном в рамках политики постепенного сокращения объема обязательств в рамках СВПД, "все технически обратимо".

"Это может вернуться к прежнему состоянию полного выполнения довольно быстро. Ничего из того, что до сих пор делал на этом пути Иран, не является необратимым", - сказал заместитель министра.

Рябков также обратил внимание журналистов на то, что Соединённые Штаты целенаправленно препятствуют выполнению оставшимися участникам СВПД своих обязательств. "Кризис вокруг СВПД преднамеренно и целенаправленно создан Соединёнными Штатами, которые в прошлом году вышли из договоренности, грубо нарушив тем самым резолюцию Совета безопасности ООН", - сказал он.

"Мало того, они действуют таким образом, что мешают другим государствам в полном объеме выполнять эту резолюцию, мешают оставшимся участникам СВПД реализовывать те элементы соглашения, которые "записаны за ними"", - добавил он.

Москва осуждает такую политику и рассматривает ее в общем контексте пренебрежительного отношения США к международно-правовым нормам, подчеркнул замглавы МИД РФ.

В ходе выступления на Московской конференции по нераспространению Рябков заявил, что новый этап сокращения обязательств Ирана по СВПД осложняете усилия по урегулированию этого вопроса. "Мы считаем, что выход США из СВПД предопределил негативные тенденции, складывающиеся вокруг данной проблематики. Это касается и последнего решения Ирана начать процесс обогащения урана на объекте в Фордо на уровне до 5%", - сказал он.

"Происходящее весьма затрудняет дальнейшие политико-дипломатические усилия в интересах урегулирования", - подчеркнул Рябков.

Замминистра сообщил журналистам, что намерен обсудить с иранскими коллегами ситуацию вокруг СВПД на полях Московской конференции по нераспространению.

"С иранскими коллегами мы переговорим. Повестка дня очевидна - что надо делать, чтобы продвинуться к более устойчивому выполнению Совместного всеобъемлющего плана действий", - сказал замглавы МИД РФ.

По его словам, планируется обсудить весь комплекс вопросов, связанных с СВПД, в том числе звучащие из ряда стран предложения о выработке более широкого соглашения.

В Московской конференции по нераспространению, которая проходит с 6 по 9 ноября, принимает участие замглавы МИД Ирана Аббас Аракчи.

Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе (СВПД) был принят Ираном и "шестеркой" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) 14 июля 2015 в Вене после 10 лет переговоров. Сделка призвана гарантировать исключительно мирный характер иранской ядерной программы в обмен на снятие с Тегерана всех международных и односторонних санкций.

В рамках СВПД Иран взял на себя обязательство сократить количество центрифуг по обогащению урана с 19 тыс. до 6 тыс. Кроме того, Исламская республика обязалась в течение 15 лет снизить степень обогащения урана до безопасного уровня - 3,67%. Иран также согласился предоставить экспертам МАГАТЭ контролируемый "регулируемый доступ" к своим ядерным объектам. Кроме того, в рамках своих добровольных обязательств Тегеран должен реконфигурировать ядерный объект в Араке таким образом, чтобы исключить возможность производства на нем оружейного плутония. Иран также взял на себя обязательства сократить уранообогатительные мощности на предприятии в Натанзе за счет уменьшения количества центрифуг до 5060 и сокращения уровня обогащения урана до 3,67%. Кроме этого, Тегеран обязался перепрофилировать атомный объект в Фордо под производство стабильных изотопов.

В мае прошлого года США в одностороннем порядке объявили о выходе из СВПД и восстановили жесткие санкции против Ирана, включая полное эмбарго на экспорт иранской нефти, доходы от которого имеют ключевое значение для экономики Исламской республики.

В годовщину выхода США из сделки - 8 мая 2019 года - Иран объявил, что, поскольку европейские страны не выполнили своих обязательств, в том числе, по запуску специального платежного механизма INSTEX для расчетов с Тегераном, иранская сторона приступает к первому этапу сокращения своих обязательств по СВПД, прекратив вывоз излишков низкообогащенного урана и тяжелой воды свыше допустимых сделкой объемов.

7 июля Иран в рамках второго этапа отказа от обязательств по СВПД объявил, что приступает к обогащению урана выше предусмотренного СВПД предельного уровня в 3,67% и вышел на показатели, превышающие отметку в 4,5%. Тогда в Тегеране предупредили, что через 60 дней будут готовы перейти к третьему этапу сокращения своих обязательств в том случае, если европейские участники иранской сделки не обеспечат ее выполнение в части удовлетворения экономических интересов Ирана.

В августе официальный представитель Иранской организации ядерной энергии Ирана Бехруз Камалванди сообщил, что иранские запасы обогащенного урана достигли 370 кг, превысив предусмотренный СВПД лимит в 300 кг. Он также подчеркнул, что Иран не намерен ограничиваться запасами тяжелой воды в 130 т, лимит которых также устанавливал СВПД. Камалванди добавил, что Иран не экспортирует в больших объемах тяжелую воду, однако имеет доступ к соответствующим рынкам европейских и неевропейских стран.

На третьем этапе предполагалось, что Иран может возобновить деятельность тяжеловодного реактора в Араке, способного производить оружейный плутоний, еще более повысить уровень обогащения урана - почти до 20%, и ввести в строй мощные центрифуги.

По некоторым данным, одно из ключевых требований Ирана к его европейским контрагентам для сохранения сделки "на плаву" - обеспечить экспорт не менее 700 тыс. баррелей нефти в сутки, а в идеале экспортный объем должен достичь 1,5 млн баррелей. Кроме того, иранские чиновники заявили, что Тегеран не намерен вести переговоры о своей ракетной программе, а также о неотъемлемом праве Ирана на обогащение урана и развитие мирного атома.

Во вторник, 5 ноября, президент Иран Хасан Рухани заявил, что иранские власти с 6 ноября начинают четвертый этап сокращения своих обязательств по СВПД. Рухани уточнил, что в рамках четвертого этапа Иран приступит к подаче газа в 1044 центрифуги на ядерном объекте в Фордо. Президент также выступил в защиту права Ирана производить любые типы центрифуг. В то же время он подчеркнул, что подобные шаги Тегерана носят обратимый характер. 6 ноября специалисты приступили к закачке газа в центрифуги на ядерном объекте в Фордо.

Источник: Интерфакс