Ядерное оружие обходится в 80 000 миллионов евро в год

Группа экспертов по разоружению и нераспространению, собравшаяся в Берлине, утверждает, что, помимо высокой стоимости изготовления ядерного оружия, оно предполагает огромную нагрузку на государственную казну в период кризиса, поскольку страны, обладающие таким оружием, ежегодно тратят 80 000 миллионов евро на его содержание и хранение. Хотя правительства и держат эти цифры в строжайшем секрете, по различным предположениям, в США тратится примерно 50% от этой суммы.

Бывший заместитель секретаря ООН по вопросам разоружения Джаянта Дханапала считает, что «в период рецессии и экономического кризиса ядерным державам следовало бы направить все усилия на то, чтобы сократить эти расходы». Однако эксперты отметили растущее стремление разных стран приобрести ядерное оружие.

Швед Рольф Экеус, в 1991-1997 годах возглавлявший специальную комиссию ООН по разоружению Ирака, утверждает, что «нестабильность иранского режима» тормозит принятие решения по ядерной программе, однако настаивает на том, что Европа должна проявить твердость в применении санкций, если хочет, чтобы Тегеран уступил. Экеус убежден, что «Израиль не вступит в односторонний конфликт с Ираном», и напоминает о том, что «Израиль был единственным государством, оказывавшим поддержку и поставлявшим вооружение Ирану во время войны с Ираком (1980-1988 гг.), в то время как весь остальной мир был на стороне Саддама Хусейна».

По мнению председателя оргкомитета V Конференции Международного Люксембургского Форума по предотвращению ядерной катастрофы, проходившей вчера и сегодня в Берлине, российского генерал-майора в отставке Владимира Дворкина, ядерный арсенал Израиля «не представляет мировой угрозы, поэтому участники Конференции не уделили ему особого внимания». Хотя Израиль не признает это официально, по разным сведениям, он располагает 200 единицами ядерного оружия.

Президент Форума, российско-израильский мультимиллионер Вячеслав Кантор, напротив, считает ситуацию с Ираном «неприемлемой» и настаивает на том, что «ни в коем случае нельзя допустить», чтобы Иран продолжал заниматься обогащением урана ни на 20%, как сейчас, ни на максимальные 3,5%, которые Европа готова разрешить при условии достижения соглашения на переговорах в Москве, запланированных на середину текущего месяца. В случае с Северной Кореей Кантор признает, что невозможно вести переговоры о передаче изготовленных бомб, и призывает предложить режиму Пхеньяна неприкосновенность, чтобы получить разрешение на повторный визит экспертов МАГАТЭ.

Экеус заметил, что в настоящее время вновь становится актуальным милитаристский принцип «сдерживания», забытый после окончания холодной войны, что усиливает взаимное недоверие между США и Россией и не позволяет ускорить переговоры по ПРО. Экеус также предупреждает о необходимости «реформирования и укрепления» Договора о нераспространении ядерного оружия, чтобы избежать роста «ядерных аппетитов».

Китай, по мнению экспертов, «самостоятельно контролирует свой арсенал, состоящий из 240-250 бомб, из которых около 40 представляют собой ядерные боеголовки для стратегических ракет дальнего действия». Это количество намного меньше, чем арсеналы США и России даже после соглашения о разоружении SALT III, подписанного в 2010 г. «Остается ждать, какие действия предпримет Китай в будущем, особенно если США не примут его предложение о немилитаризации космоса», - добавляют они.

Что касается арсеналов Индии и Пакистана, то участники Конференции отмечают, что напряжение между этими государствами уменьшилось, однако существует «реальная опасность» того, что террористические сети могут обзавестись «грязной бомбой».

Источник: El Pais (газета, Испания)