Экспертный договор по СНВ

В Брюсселе обсудили ход выполнения договора о стратегических наступательных вооружениях. Состоялась встреча двусторонней консультативной комиссии России и США по выполнению нового договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ).

Как заявил накануне заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, Россия не имеет претензий к США по выполнению договора о СНВ: «Никаких претензий к США по выполнению договора у нас нет, и в равной степени, как я понимаю, у американской стороны нет претензий к нам», - сказал Сергей Рябков в интервью агентству «Интерфакс».

«В понедельник в Женеве начала работу созданная согласно договору двусторонняя консультативная комиссия. Это нормальный экспертный диалог. Но он очень важен, исходя из того, что у нас уже довольно давно не было опыта практической имплементации договора такого рода. После паузы нам надо возобновить процедуры, которые осуществлялись ранее, а потом были модифицированы», - добавил Рябков.

Задача комиссии - отслеживать ход выполнения положений договора и обеспечивать решение текущих вопросов, которые не могут быть по определению прописаны ни в самом тексте договора, ни в протоколе к договору, ни в других технических приложениях к нему.

Напомним, что договор СНВ между РФ и США был подписант подписан в Праге 8 апреля 2010 года. Документ отражает намерения сторон в течение семи лет сократить стратегические наступательные вооружения до установленных в новом документе уровней.

По развернутым межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР), баллистическим ракетам подводных лодок (БРПЛ) и развернутым тяжелым бомбардировщикам (ТБ) - 700 единиц; по развернутым и неразвернутым пусковым установкам МБР, БРПЛ и ТБ - 800 единиц; по боезарядам на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ - 1550 единиц.

В новом договоре акцент сделан на учет взаимосвязи между СНВ и стратегическими оборонительными вооружениями. Особо подчеркивается возрастающая важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических вооружений. Также фиксируется, что стратегические оборонительные вооружения одной из сторон не подрывают жизнеспособность и эффективность СНВ другой стороны.

По мнению президента Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы Вячеслав Кантора, «следующий этап диалога между Россией и США будет связан с консультациями по путям ограничения и сокращения нестратегических ядерных вооружений.

Здесь очевидны трудности, поскольку никакой проторенной дороги, как, например, для стратегических ядерных вооружений, нет. Возможность заключения каких-либо договоров в этой сфере обусловлена необходимостью контроля выполнения договорных ограничений. И здесь пока что каких-то реализуемых предложений также не существует.

Наша задача - приблизиться к формированию таких предложений, которые могли бы восприниматься приемлемыми для официальных структур. Судьба дальнейших договорённостей России и США о сокращении ядерных вооружений напрямую зависит от сотрудничества в разработке, развёртывании и совместном использовании систем ПРО.

Здесь следует учесть имевшийся до 2008 года положительный опыт такого сотрудничества. Речь идет о возобновлении совместных учений по ПРО и осуществлении первых шагов по интеграции информационных систем России, США и государств-членов НАТО. Цель – создание сопряженной системы противоракетной обороны для защиты всех участников от баллистических ракет третьих стран, в первую очередь – Ирана».

С Вячеславом Кантором соглашается директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов: «Подписание и ратификация нового договора СНВ в перспективе открывает возможность продолжать переговоры и достичь следующего соглашения с понижением ядерных потенциалов. Главный вопрос - развитие совместной системы противоракетной обороны (ПРО) Россия-США-НАТО».

Источник: Агентство национальных новостей