Выступление Председателя Организационного комитета Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы Вячеслава Кантора на презентации итоговой Декларации конференции

Добрый день, уважаемые коллеги,

Представляемая вам сегодня декларация - результат работы состоявшейся в мае этого года в Люксембурге конференции по предотвращению ядерной катастрофы.

Главные особенности этой конференции заключаются в том, что во-первых, в отличие от многих конференций по проблемам распространения ядерного оружия, по существу впервые удалось привлечь уникальный по представительству состав наиболее авторитетных независимых топ-экспертов мирового уровня (57 человек из 14 стран). В том числе пять участников высшего уровня: присутствующий на сегодняшней презентации господин Рольф Экеус - Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ, Мохаммед Эль-Барадеи - гендиректор МАГАТЭ, лауреат Нобелевской премии мира; Николай Лаверов - вице-президент Российской Академии наук; Уильям Перри - профессор Стэнфордского университета, комиссар Международной комиссии по оружию массового уничтожения; Ханс Бликс - Председатель Международной комиссии по оружию массового уничтожения.

На конференции присутствовал личный представитель Президента России С.В. Кириенко, который огласил приветствие В.В. Путина, обращённое к ее участникам, в котором была подчёркнута исключительная важность действий по предотвращению ядерной катастрофы.

Во-вторых, программа работы конференции охватила практически все проблемы режимов нераспространения ядерного оружия, по которым складывается критическая ситуация.

В том числе:

  • Прямые угрозы получения террористическими организациями доступа к ядерным взрывным устройствам или ядерным материалам;
  • Опасность краха Договора о нераспространении ядерного оружия из-за неурегулированного иранского ядерного кризиса и пока ещё не полностью урегулированного подобного кризиса в Северной Корее;
  • Застой в переговорах России и США по дальнейшему сокращению СНВ, задержка вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний из-за позиции США и Китая;
  • Отказ США в предоставлении юридически обязывающих гарантий безопасности неядерным государствам - членам ДНЯО, а также другие важнейшие проблемы.

В-третьих, конференция, впервые, что также отличает её от похожих мероприятий, закончилась согласованной всеми участниками декларацией, представляющей собой по существу дорожную карту с последовательными шагами по разрешению узловых проблем, включая иранский и северокорейский ядерные кризисы, пути укрепления режима ядерного нераспространения и другие. Подробнее всё это изложено в представленной вам сегодня декларации. Она направлена Генеральному Секретарю ООН, вручена лично главам ряда государств, в МАГАТЭ, выслана главам государств «Большой восьмерки», в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, в Европейский Союз, руководству Содружества Независимых Государств, Организации договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.

Сегодня член организационного комитета Люксембургского форума Алексей Арбатов вручает эту декларацию Генеральному Секретарю НАТО.

Наконец, ещё одна важнейшая особенность конференции в том, что сегодня я могу сообщить вам о начале работы постоянно действующего Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, в состав которого вошли все участники конференции, подписавшие декларацию.

В Наблюдательный совет форума согласились войти, кроме названных ранее участников конференции высшего уровня, также Генри Киссинджер и Сэм Нанн.

Программой работы форума предполагается проведение регулярных семинаров и конференций по актуальным, вызывающим наибольшую тревогу ситуациям, связанным с распространением ядерного оружия, которые уже сейчас представляют и будут представлять в обозримой перспективе главную угрозу региональной и глобальной безопасности.

Ближайший семинар будет связан с иранским ядерным кризисом. В этом месяце может быть принята новая резолюция СБ ООН по Ирану. Появившийся недавно доклад разведки США был воспринят некоторыми в мире со вздохом облегчения, но реально он вызывает ещё больше вопросов и усиливает обеспокоенность.

На этом я пока остановлюсь с тем, чтобы дать возможность высказаться моим коллегам и затем ответить на ваши вопросы. Спасибо.