Речь вице-президента по исследованиям «Фонда Карнеги за международный мир» Эндрю Вайса на конференции Люксембургского форума в Женеве

Благодарю Вас, генерал Дворкин, и благодарю нашего председателя г-на Кантора за созыв этой важной сессии Люксембургского форума. От имени Фонда Карнеги и множества моих американских сограждан, которые принимают участие, скажу, что все мы высоко оцениваем не только уникальность, но и своевременность данного мероприятия. Возможность услышать мнение моего бывшего руководителя, министра Перри, и остальных, а также работать над решением сложных проблем позволяет надеяться на восстановление способности двигаться в правильном направлении и, возможно, придать импульс российско-американским отношениям, которые, очевидно, сегодня находятся в очень затруднительном положении.

Сложно переоценить разрушительное влияние политики Трампа «Америка прежде всего», и все, кто за последние 48 часов смотрели телевизор, хорошо это понимают. Но в то же время переговоры, которые начинаются сегодня в Сингапуре, являются прекрасным напоминанием о том, как много существует неотложных реальных проблем безопасности, являющихся слишком важными, чтобы их игнорировать, и всем нам следует надеяться, что в ближайшие дни удастся достичь успеха и прогресса.

Это заставляет меня задаться главным вопросом. Смогут ли Соединенные Штаты и Россия сделать нечто подобное? Оптимист во мне и бывший политический практик говорят: «Конечно, мы прошли через сложные времена, и все это время мы работали добросовестно и привносили креативные идеи». Однако реалист во мне говорит: «Я не уверен». И я думаю, что нам нужно больше сосредоточиться на нежелательных результатах и возможных опасных осложнениях нарастающего соперничества и противоборства между Соединёнными Штатами и Россией.

При оценке и анализе состояния этих отношений не возникает сомнений в том, что двухсторонние отношения между Соединенными Штатами и Россией находятся в плачевном состоянии. Отношения во всех сферах находятся почти в полном упадке. Инцидент, произошедший в Сирии 7 февраля между вооруженными силами Соединенных Штатов и России, нарушил ключевое правило, которое выполнялось даже в худшие дни холодной войны, о том, что Соединенные Штаты и Россия не должны стрелять друг в друга. Я очень надеюсь, что этот инцидент преподал различным людям горький урок, и что он не повторится.

Помимо этого, сегодня между двумя правительствами отсутствуют надёжные каналы; помимо важного механизма урегулирования конфликтных ситуаций, который был создан для предотвращения опасных военных инцидентов в Сирии, очень трудно представить, как будут регулироваться эти отношения в условиях возросшего давления на обе стороны, чтобы показать, кто круче, и продемонстрировать отказ идти на попятную.

Аналогичным образом, экономические санкции и давление стали главным инструментом Соединенных Штатов для выражения недовольства действиями России.

Все это способствует разрушительной утрате доверия с обеих сторон, особенно, в кругах национальной безопасности. Нет необходимости говорить о том, что политический климат в обеих столицах просто токсичен.

Наконец, расходятся взгляды на международную обстановку, проблемы глобальной безопасности и вопросы повестки дня для обеих сторон, которые необходимо проработать, чтобы двигаться вперед. Это реальность, и как бы я ни хотел, чтобы она была другой, мы не можем надеяться, что всё разрешится само собой.

Что же могут сделать г-н Путин и г-н Трамп, чтобы всё это изменить? Нет сомнений, что Дональд Трамп любит широкие жесты, дезорганизующие и шокирующие. На протяжении всего времени, в качестве кандидата в президенты, и теперь на посту президента, он остается одержимым попытками изменить отношения с Россией, иногда по причинам, которые сложно объяснить.

Со своей стороны, Владимир Путин является законченным реалистом, готовым к обсуждениям и немедленному заключению политических сделок. Он очень опытная фигура на международной арене и занимается этим большую часть 18 лет.

Однако фактическая повестка дня для Соединённых Штатов и России остается неясной. А напряжённость, которая во многих отношениях напоминает худшие дни холодной войны, очевидна. Поэтому, если взглянуть на то, с чем имеют дело обе стороны, мы увидим огромные последствия событий 2014, 2015 и 2016 годов. Сложно переоценить, насколько этот период был опасным и разрушительным для отношений между США и Россией.

Очевидно, что стратегические вопросы и проблемы безопасности, которые сегодня находятся в центре нашего внимания здесь в Женеве, являются очень сложными, и я рад видеть за столом так много значительных американских практиков, способных внести вклад в создание базовой структуры и мыслить созидательно для продвижения вперёд.

Региональные проблемы, как в Восточной Азии, так и на Ближнем Востоке остаются очень сложными и вызывающими обеспокоенность; экономические связи между двумя нашими странами можно в лучшем случае назвать незначительными.

И, наконец, я полагаю, что, возможно, самым трагичным является состояние отношений между людьми двух стран, о чём можно судить по комментариям профессора Сагдеева и других о сотрудничестве между Соединёнными Штатами и Россией в различных сферах, включая науку, технологии, которые на данном этапе исчезают на фоне истерии в обеих странах.

Все это делает нашу работу сегодня и завтра ещё более важной. И я надеюсь, что мы будем рассматривать стоящие перед нами проблемы в духе сотрудничества, созидания и желания работать сообща, исходя из объективной необходимости.

Я благодарен за возможность быть здесь сегодня и готов приступить к работе. Большое спасибо.