Речь Президента Международного Люксембургского форума В.В. Кантора на заседании Наблюдательного Совета Люксембургского форума
РЕЧЬ
Речь Президента Международного Люксембургского форума В.В. Кантора на заседании Наблюдательного Совета Люксембургского форума
Уважаемые господа, коллеги!
Искренне благодарен всем вам за то, что нашли возможность присутствовать на нашем теперь уже традиционном заседании членов Наблюдательного Совета Люксембургского форума, где мы подводим итоги проделанной работы и обсуждаем дальнейшие планы.
Со времени нашей последней встречи прошел ровно год. За это время, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, мир не стал более спокойным.
По-прежнему нашу жизнь сопровождают глобальные и региональные проблемы и кризисы.
Разразившийся в прошлом году финансово-экономический кризис охватил практически все континенты и страны мира.
Не удаётся выработать эффективные направления для решения экологических и демографических проблем, остановить терроризм и наркоторговлю.
В сфере проблем, стоящих перед Люксембургским форумом, положение остаётся достаточно напряжённым, несмотря на некоторое продвижение по ряду направлений нераспространения ядерного оружия.
Отвечая на вызовы безопасности современного мира, наш Форум в истекшем году, как представляется, весьма результативно продолжал свою работу.
Состоялись два заседания рабочих групп по наиболее актуальным проблемам, опубликованы 8 печатных изданий и десятки информационных сообщений на нашем сайте.
В апреле этого года мы провели в Москве заседание рабочей группы с повесткой дня «Сокращение стратегических наступательных вооружений и перспективы Обзорной Конференции 2010 г. по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия».
Заседание собрало представительный состав участников из разных стран мира. Участники заседания единогласно поддержали совместное обязательство президентов России и Соединенных Штатов Америки продвигаться по пути достижения мира, свободного от ядерного оружия.
Они обратились к руководству двух стран сделать все возможное для подписания к концу 2009 года нового Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений на смену Договору СНВ-1. При этом:
∙ сократить свои стратегические ядерные вооружения до уровня не более 1500 ядерных боезарядов и до 600 - 700 стратегических носителей;
∙ достичь компромисса по плану развертывания противоракетной обороны в Европе;
∙ инициировать привлечение Великобритании, Франции и Китая к принятию мер доверия и транспарентности, используя накопленный Россией и США опыт обмена информацией в соответствии с Договором СНВ-1.
Была выражена уверенность, что поддержку этим инициативам должны оказать законодательные органы, экспертные сообщества, СМИ и общественность России и США, других стран мира, рассматривая это как неотъемлемый элемент стратегии, направленной на укрепление режимов, механизмов и институтов ядерного нераспространения.
Второе заседание Рабочей группы нашего Форума состоялось в июле в Женеве с повесткой дня «Итоги заседания Подготовительного комитета 2009 г. и перспективы Конференции по рассмотрению Договора о нераспространении ядерного оружия в 2010 году. Развитие ситуации вокруг ядерных и ракетных программ Ирана и Северной Кореи».
Все члены Рабочей группы поддержали позицию Подготовительного комитета 2009 года в том, что главные и до сих пор не осуществленные шаги по укреплению Договора и режима ядерного нераспространения будут возможны при условии реального прогресса в области ядерного разоружения.
Еще одним важным шагом к ядерному разоружению должно стать вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, что потребует ратификацию со стороны США, Китайской Народной Республики, Индии, Пакистана, Израиля и других стран, без участия которых этот договор не сможет вступить в силу.
В Меморандуме участники единогласно потребовали от Ирана полного исполнения всех пяти соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН по иранской ядерной программе.
Затянувшийся кризис вокруг данного вопроса, а также высокий уровень готовности к обогащению урана для создания ядерного оружия представляют исключительно большую опасность устойчивости режима ядерного нераспространения.
Было подчеркнуто, что в первую очередь Иран должен ратифицировать и ввести в действие Дополнительный протокол (1997 года).
Развитие Ираном производственных мощностей по обогащению урана должно быть немедленно приостановлено и стать предметом согласованных ограничений и полной транспарентности в рамках гарантий МАГАТЭ.
Также отмечено, что ядерные испытания, проведенные Северной Кореей, и ее постоянные усилия в области разработки и испытания нового поколения ракет дальнего радиуса действия требуют введения Советом Безопасности ООН значительно более строгих санкций в полном соответствии со статьей 41 Устава ООН.
Шантажу со стороны Северной Кореи должна противостоять готовность международного сообщества дать отпор любой военной провокации в регионе.
Рабочая группа призвала страны, участвующие в Конференции по рассмотрению Договора о нераспространении ядерного оружия, принять решения о повышении эффективности контрольной деятельности МАГАТЭ.
Кроме того, группа призвала к безотлагательному подписанию и ратификации Дополнительного протокола теми странами, на территории которых он еще не исполняется.
Дальнейшие события показали, что значительная часть наших рекомендаций и призывов были восприняты и получили позитивную динамику. А дальнейшее развитие ситуаций по тем направлениям, по которым наши рекомендации не были в достаточной степени услышаны, обстановка обострилась.
На российско-американских саммитах в Лондоне и Москве, других встречах президентов России и США были поставлены конкретные задачи по подготовке нового Договора по СНВ на смену заканчивающему 5 декабря своё действие Договору СНВ-1.
Всё это время велись сложные и напряжённые переговоры российской делегации во главе с Анатолием Антоновым и американской делегации во главе с Роуз Геттемюллер, которая была членом Консультативного совета Люксембургского форума до назначения в Государственный департамент.
Хотелось бы надеяться, что вне зависимости от даты подписания, которого можно ожидать в ближайшие дни, новый Договор будет ратифицирован до Обзорной конференции 2010 года по Договору о нераспространению в мае месяце. Это в значительной степени будет способствовать успеху конференции.
Ещё одна проблема - ратификация в США Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, что также входит в планы администрации США. После этого можно ожидать аналогичных действий со стороны Китая, Индии, Пакистана, Израиля и других стран.
Я отметил позитивные сдвиги в обстановке с сокращением ядерных вооружений и по ряду других направлений. Вместе с тем, проблемы ядерных кризисов Ирана и Северной Кореи постоянно обостряются.
Иран после долгих лет тайной и запрещенной по Договору о нераспространении ядерного оружия работы открыто наращивает потенциал наработки ядерных материалов.
Он вводит в строй второй завод для обогащения урана, демонстративно игнорируя запреты в резолюциях Совета Безопасности ООН.
Более того, президент Ирана заявил о решении построить ещё 10 заводов по обогащению урана, сократить деятельность инспекторов МАГАТЭ, и идёт даже речь о выходе из Договора о нераспространении.
Cейчас внимание стран, ведущих переговоры с Ираном, сосредоточено на отказе его руководства принять предложение о дообогащении урана до уровня 19,5% в России, изготовлении топливных элементов во Франции с последующей поставкой их в Тегеран.
Похоже, почти все забыли или смирились с тем, что иранские лидеры не собираются выполнять требования пяти резолюций СБ ООН о полном прекращении процессов обогащения урана на своей территории.
В последнее время появилась закрытая до сих пор информация МАГАТЭ о прямых разработках в Иране ядерного оружия.
Есть общее понимание того, что эволюционное наращивание весьма символических санкций СБ ООН совершенно бесполезно и только подрывает авторитет этого органа.
Рассчитывать же на согласование в СБ ООН «травмирующих» санкций достаточно сложно, хотя вероятность этого с учётом последних иранских заявлений остаётся.
Определённое влияние могут оказать уже осуществляемые односторонние санкции со стороны США и ряда Европейских государств, но в любом случае рассчитывать на разрешение этого кризиса пока что не приходится.
По нашим представлениям, более результативными могли бы стать согласованные санкции в полном объёме статьи 41 Устава ООН.
В противном случае неуклонное приближение Ирана к овладению ядерным оружием и испытания ракет все большей дальности неизбежно ведёт к военно-политическому кризису с непредсказуемыми катастрофическими последствиями.
В отличие от Ирана, для Северной Кореи, как известно главным стимулом к развитию военной ядерной программы всегда была и остаётся угроза выживанию политического режима.
Страх очевидного проигрыша в социально-экономическом и политическом соревновании с Югом, опасения военного удара со стороны США, растущая политическая изоляция и экономические санкции - вот стимулы Северной Кореи.
Программа создания ядерного оружия в этих условиях рассматривается в Пхеньяне как гарантия безопасности от внешней угрозы, козырь в торге за экономические и политические уступки Запада, средство поднятия престижа режима в мире и внутри страны.
Вероятно, также, что для Ким Чен Ира после смерти отца ядерное оружие и баллистические ракеты большой дальности - это способ укрепить свою опору на военную, партийную и научно-промышленную элиты.
Как известно, весной этого года Пхеньян изгнал инспекторов МАГАТЭ и заявил о возобновлении работ ядерного комплекса в Йонбене.
В мае проведены новые ядерные испытания, до этого в апреле запущена ракета-носитель «Млечный путь» с попыткой запуска спутника связи «Яркая звезда».
Эксперты считают, что таким образом испытывается межконтинентальная ракета. Власти Северной Кореи неоднократно заявляли, что путь к успеху на шестисторонних переговорах может быть обеспечен только в том случае, если перед этим пройдут успешные двухсторонние переговоры с США.
Несмотря на заявление Х. Клинтон о том, что США будут вести переговоры только в рамках «шестёрки», высказываются прогнозы встречи представителей США и С. Кореи на высоком уровне в начале 2010 года. Будем ожидать.
Значительную тревогу вызывает усиление террористической активности, перешедшее в масштабные военные действия на территории Пакистана - страны, обладающей ядерным оружием.
Создавшаяся ситуация еще больше повышает уровень угрозы, о которой говорилось в одном из документов Люксембургского форума (Итоговый документ, принятый Рабочей группой в Риме, в июне 2008 года).
Тогда собравшиеся эксперты акцентировали внимание на существовании большой опасности «реального применения ядерного оружия в обозримом будущем» в связи с тем, что террористические организации могут получить доступ к ядерным взрывным устройствам или ядерным материалам.
Эта опасность возрастёт многократно, если Иран станет ядерным государством, и под защитой своего ядерного оружия получит возможность безнаказанно снабжать такие террористические организации как Хезболла и Хамас ядерными материалами и ядерными взрывными устройствами.
То же самое относится и к Северной Корее, если не удастся решить проблему её ядерного и ракетного разоружения.
К ближайшим задачам Люксембургского форума относится определение приоритетных шагов на пути реализации инициатив ядерного разоружения, поддержанных президентами России и США, при полном понимании того, что путь этот будет весьма длительным и чрезвычайно сложным.
В настоящее время деятельность в этом направлении ведется четырьмя общественными организациями: известной группой «четвёрки» (Билл Перри, Сэм Нанн, Джордж Шульц, Генри Киссинджер), австралийско-японской комиссией Эванса-Кавагути, организацией «Global Zero» и Люксембургским форумом. При общности целей между ними нет никакой координации, и об этом следует подумать и обсудить сегодня.
В любом случае ближайшие задачи заключаются в продолжении переговорных процессов о сокращении стратегических ядерных вооружений России и США, начале консультаций об ограничении нестратегических ядерных вооружений, включении в систему транспарентности ядерных вооружений других стран.
Одновременно необходима ратификация США, Китаем и другими государствами Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, возобновление зашедших в тупик на Конференции по разоружению в Женеве переговоров по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов.
Реализация указанных важнейших мер ядерного разоружения и присоединение к ним всех участников Договора о нераспространении и тройки "аутсайдеров" под воздействием великих держав автоматически поставили бы дополнительные преграды на пути ядерного распространения и способствовали бы продвижению в конце концов к безъядерному миру.
Все перечисленные вопросы будут в 2010 году в центре внимания Люксембургского форума.
Должен отметить, что по инициативе и при непосредственном участии Форума под руководством ключевых российских участников в истекшем году было выпущено фундаментальное исследование «Ядерное распространение (новые технологии, вооружения и договоры)» под редакцией Алексея Арбатова и Владимира Дворкина.
10 декабря состоится презентация ещё одной книги под их же редакцией «Космос (оружие, дипломатия, безопасность)» о предотвращении милитаризации космического пространства, прямо влияющей на процессы нераспространения.
Вышло большое число статей по проблематике ядерного распространения, сокращения и ограничения вооружений, общим проблемам обеспечения безопасности.
По традиции согласованные итоговые документы и наиболее важные материалы Форума направляются лидерам ведущих государств и руководителям международных организаций.
В этой связи, должен констатировать, что деятельность Люксембургского Форума становится все более заметной на международной арене. Нами получено письмо от имени Президента Европейской Комиссии Жозе Мануэла Баррозо, поддержавшего наши инициативы.
Люксембургский форум отмечен министром иностранных дел Сергеем Лавровым в его выступлении на Женевской конференции по разоружению (март 2009 г.) в ряду других важных международных инициатив («Инициатива по глобальному ядерному нулю», Комиссия и др.).
Министр заявил о поддержке наших предложений, направленных на решение проблем глобальной безопасности на многосторонней основе.
В выступлении главы делегации России Анатолия Антонова на третьей сессии Подготовительного комитета Конференции 2010 года по рассмотрению действия ДНЯО (май этого года) также подчёркнута работа нашего Форума и приветствовались конструктивные шаги, способные вывести разоруженческий процесс из затянувшегося кризиса.
Все больше появляется ссылок на Люксембургский Форум и его экспертные оценки в специальной литературе и средствах массовой информации.
Таким образом, Люксембургский Форум состоялся как влиятельная международная организация, сумевшая объединить и вовлечь в работу наиболее авторитетных экспертов со всего мира.
В будущем году мы продолжим свою деятельность, правда, наверное, все еще с «поправкой» на финансово-экономический кризис.
Думаем продолжить практику проведения мероприятий в хорошо зарекомендовавшем себя формате рабочих групп по наиболее актуальным проблемам нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений.
В этой связи с удовольствием выслушаем пожелания и предложения членов Наблюдательного Совета Форума на этот счет.
Благодарю вас за внимание, и мы можем продолжить нашу повестку дня.