Речь председателя Совета директоров Института глобальных изменений, бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра на Юбилейной конференции Люксембургского форума в Париже
РЕЧЬ
Уважаемые дамы и господа!
Распространение ядерного оружейного потенциала остается наиболее серьезной угрозой для будущего всего человечества. Тем не менее, данная проблема обсуждается реже, за исключением кризисных моментов, чем сопутствующая угроза экологической катастрофы. Сопутствующая потому, что человечество способно преодолеть обе эти угрозы.
В ДНЯО, подписанном в 1968 году, признано наличие 5 ядерных держав и обозначена необходимость в сдержанности и сокращениях ядерных вооружений. И, как только что отметил Президент Форума, договоры ОСВ и ДСНВ оказали существенное воздействие, более того, воздействие с их стороны ускорилось после окончания холодной войны.
Тем не менее продолжается модернизация средств доставки, сохраняется напряженность, но взаимное сдерживание в отношениях между рационально мыслящими субъектами, для которых конфликт может обернуться значительными потерями, сохраняет свое положительное действие в качестве руководящего принципа государственного управления. Это важно потому, что интенсифицируются другие факторы, способствующие распространению.
Существует и фактор статуса. Указанные в ДНЯО ядерные державы сами предоставили себя этот статус. Другие влиятельные державы, в особенности расположенные в районах, с которыми связаны опасения по поводу региональной безопасности, считают чрезвычайно важным наличие статуса ядерной державы. Индию можно рассматривать в качестве одной из таких стран. А мировое сообщество в целом с этим соглашается, поскольку в данном случае речь идет об ответственном и рациональном субъекте.
С другой стороны, существуют региональные державы – соперники, которые боятся соседей, обладающих ядерным потенциалом. В таких регионах враждебность является реальным или потенциальным риском. К этой категории можно отнести, например, Пакистан. Кроме того, в 1980-е годы Иран и Ирак соперничали между собой, стремясь обрести ядерный потенциал.
Более того, существуют режимы, которые находятся под угрозой в основном или отчасти по причине своей специфики, которая вызывает опасения у международного сообщества, и которые считают, что приобретение ими ядерного оружия станет самой надежной защитой от их ликвидации. Таким образом, наличие статуса ядерной державы рассматривается в качестве страховки для режима, чему яркими примерами служат Иран и Северная Корея; о том же в свое время свидетельствовали устремления Ливии.
Еще существует вероятность попадания ядерного оружейного потенциала в руки террористов; я имею в виду сценарий применения так называемой «грязной бомбы». Это отдельная форма распространения, но она также может сочетаться с угрозой распространения ядерного ноу-хау государством-изгоем, обладающим ядерным оружием .
Помимо указанных выше факторов, возникло новое явление, связанное с техническим прогрессом, – кибер-угроза. Кибер-атака может вывести из строя ядерные объекты в соответствующих системах, нарушить их работу или иным образом причинить им ущерб.
Следует признать, что эти факторы действительно существуют, а некоторые из них становятся еще более опасными. Как было отмечено у вас на Форуме, вызов заключается в том, что распространение порождает только дальнейшее распространение; таким образом, расширяются возможности утечек и повышается доступность экспертных знаний и материалов, что, в свою очередь, дает террористам дополнительные ресурсы и возможности.
Кроме того, большое значение имеют специфика государственного строя и управления в той стране, которая обладает ядерным оружейным потенциалом или стремится его приобрести, а также общее отношение этой страны к международному сообществу. Что бы ни было конкретно написано в положениях ДНЯО, на практике политические лидеры оценивают риск, связанный с государством, обладающим ядерным оружейным потенциалом, отчасти в свете того, как оценивается сущность этого государства.
Поэтому, рассматривая сегодня эту проблематику, мы должны задаться вопросом о том, какими политическими принципами должны руководствоваться политические лидеры.
Во-первых и прежде всего, совершенно очевидно, что мы должны устранить непосредственные риски распространения. Что касается Ирана, то соглашение о Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД), подписанное в 2015 г., серьезно оспаривалось политиками США и других стран во всем мире. Можно спорить о мудрости данного соглашения и некоторых его положений, но оно уже подписано. В нем предусмотрен процесс проверок, что как минимум на сегодняшний день означает, что можно притормозить ядерную программу Ирана. Поэтому я считаю, что было бы разумно сохранить это соглашение.
Проводя много времени на Ближнем Востоке, я полностью понимаю опасения по поводу отдельных элементов в поведении Ирана, на которые это соглашение не распространяется; но такие проблемы можно и нужно решать отдельно. Очевидно, что баллистический ракетный потенциал является одной из таких проблем, непосредственно связанных с оружейным потенциалом. Но основную обеспокоенность в регионе вызывают дестабилизирующие последствия на всем Ближнем Востоке той политики, которую Иран ведет обычными средствами. В данной сфере настоятельно необходимо незамедлительное противодействие, которое тоже можно осуществлять обычными средствами, тогда как отказ от СВПД означал бы появление еще одного фактора непосредственного риска, чего нам в настоящее время не нужно.
Северная Корея представляет собой самую опасную и острую проблему. Режим в этой стране уникально отвратителен. Однако мы рассчитываем, что на определенном уровне он также рационален; но если рациональность подразумевает хоть какое-то внимание к условиям жизни людей и наличие государства, которое заботится хотя бы о базовом благополучии своих граждан, то Северная Корея на определенном уровне также иррациональна. Именно поэтому я выступаю против признания за Северной Кореей статуса ядерной державы в связи со спецификой режима в стране и по той причине, что это дало бы другим странам региона реальный и оправданный стимул к приобретению оборонительного ядерного потенциала.
Эта проблема поддаётся решению только с участием Китая; а искреннее участие Китая в решении проблемы Северной Кореи может быть гарантировано, только если будут достигнуты более масштабные и стратегические договоренности между США и Китаем в отношении того, как должно выглядеть будущее Корейского полуострова. Существует настоятельная необходимость начать такой диалог. Я так считаю потому, что это единственный рациональный путь к решению данной проблемы.
Мы можем угрожать военными действиями и я согласен, что необходимо рассматривать все возможные варианты, но если не существует каких-то обстоятельств, которые мне не известны либо в том, что касается слабости обороны Северной Кореи, либо в том, что касается мощи сил и средств США, то трудно представить себе такой упреждающий удар, который не привёл бы к катастрофическим последствиям. А это уменьшает правдоподобность такой угрозы, поскольку США являются рациональным субъектом.
Во-вторых, ситуация вокруг Северной Кореи лишь подтверждает представление о том, что нераспространение можно эффективно обеспечить только в рамках тесного сотрудничества между основными державами. А это сотрудничество должно осуществляться в обстановке и с учетом изменений в глобальной геополитике в XXI веке. Без Китая, России и других набирающих силу государств, которые действовали бы согласованно с США и Европой, трудно представить себе, каким образом можно было бы добиться успехов в области нераспространения. А президент Форума только что напомнил нам о важности сотрудничества между США и Россией в связи с ДСНВ.
Осмелюсь утверждать, что отношения между США и Китаем будут самыми важными двусторонними отношениями в XXI веке. Мне представляется, что трансатлантический альянс сохранит свою чрезвычайную актуальность по этой и многим другим причинам. Роль России и необходимость сотрудничества с ней, какими бы ни были разногласия по другим вопросам, будут исключительно важны.
Многосторонняя дипломатия сегодня слегка вышла из моды. А это неправильно. В сегодняшем мире, где царят риски распространения, она чрезвычайно важна и необходима, если мы рассчитываем предотвратить эти риски.
В-третьих, если рассматривать происходящее в долгосрочной перспективе, то следует учитывать и другие вопросы, которые могут казаться не связанными напрямую с непосредственным риском, но которые тем не менее являются ключевыми в том, что касается нераспространения. Иными словами, мы опасаемся Северной Кореи как ядерной державы именно из-за ее специфики. И именно из-за своей специфики этот режим хочет располагать соответствующим потенциалом. Следовательно, повсеместное осуществление основных прав человека, надлежащих норм поведения в международном сообществе, принципов добросовестного государственного управления, верховенства права и внедрение систем государственного управления, отвечающих чаяниям людей, – вот что на самом деле будет служить наилучшим долгосрочным средством защиты от ядерного распространения и желания обрести статус ядерной державы.
И, в-четвертых, меры по предотвращению утечек ядерных материалов и соответствующих экспертных знаний, чтобы таковые не оказались в распоряжении террористов, и далее будут сохранять свое первостепенное значение. Следует поддерживать и, если необходимо, расширять деятельность в рамках Программы сотрудничества по снижению угрозы, Программы глобального партнёрства и таких международных конвенций, как Конвенция о физической защите ядерного материала, а также деятельность МАГАТЭ.
Однако, что касается терроризма, то в конечном итоге лучшей защитой от этой угрозы, так сильно уродующей наш мир практически на всех континентах, станет разгром экстремизма и, в особенности, порождающей его идеологии. Угрозе, вызванной злоупотреблением исламом как религией и превращением его в тоталитарную политическую идеологию, естественно, необходимо противодействовать силовыми мерами обеспечения безопасности, пусть они и сопряжены с огромными издержками и не всегда способны защитить нас. Но устранение глубинных причин современного терроризма возможно лишь посредством несиловых мер, таких как более качественное и свободное от предрассудков образование, экономическое и политическое развитие, укрепление религиозно-культурной терпимости и построение прочного союза (сегодня уже возможного) с государствами, где большинство населения составляют мусульмане, и которые хотят и готовы работать с нами, чтобы разгромить эту идеологию.
И, наконец, существует угроза кибер-войны и ее влияния на ядерные системы. Важно не преувеличивать масштаб этой угрозы: в таких странах, как США, обеспечен очень высокий уровень защиты. С другой стороны, в декабре 2016 г. фонд «Инициатива по уменьшению ядерной угрозы» опубликовал отчет, в котором было очень чётко заявлено о необходимости более тесной координации и интенсификации усилий государств в связи с тем, что такие риски также постоянно изменяются. В этом докладе определены 4 всеобъемлющие приоритетные задачи – от улучшения организационного обеспечения кибер-безопасности до снижения уровня сложности цифровых систем и перехода на нецифровые системы; все эти предложения в совокупности могут рассматриваться как элементы разумной политики.
Таким образом, подводя итоги, следует подчеркнуть, что проблема нераспространения по-прежнему остаётся острым и критически важным вызовом. Чтобы должным образом противодействовать этому вызову, требуются сотрудничество и объединение усилий международного сообщества, сосредоточенность, решимость и мудрость.
Руководители, формирующие политику и принимающие решения, должны понимать, что это не та сфера, где можно выработать успешную политику без помощи экспертов. В этой сфере важны факты и подробности. Чем глубже знания, тем лучше решения. Чем выше уровень информированности, тем выше вероятность принятия верных решений. Это одна из целого ряда причин, по которым данный Форум и проходящие в его рамках дискуссии имеют большое значение. Здесь собрались обладающие огромным массивом знаний эксперты, которым нет равных.
В начале 1980-х гг., когда я только пришел в политику, там шли очень интенсивные дискуссии в том числе о ядерном распространении и необходимости его остановить. Я считаю, что очень важно донести идеи этого Форума в том числе до сегодняшнего поколения молодых политических активистов. Люди так давно живут в обстановке, в которой перспектива ядерной угрозы является управляемой, что они забыли, что эта управляемость обеспечивается исключительно благодаря постоянной бдительности и сосредоточенности. Но я считаю, что существует реальная опасность того, что мы забудем уроки прошлого и будем вынуждены их вновь извлекать. Именно сейчас перед нами стоят абсолютно актуальные, непосредственные угрозы. Но и в долгосрочной перспективе, даже несмотря на эти непосредственные угрозы, мы должны помнить, что данная проблематика будет иметь решающее значение для будущего этой планеты и человечества.
Поэтому я очень надеюсь, что в ходе ваших дискуссий на Форуме будут определены возможные пути для того, как передать ваши экспертные знания этому поколению политиков и донести до него эти идеи, а также объяснить этому поколению, что к этой проблематике следует относиться не просто серьезно, а ее следует учитывать в качестве ключевого вопроса во всех политических дебатах, дискуссиях и решениях.
Господин Президент Форума, для меня было большой честью получить приглашение выступить сегодня с моими идеями на заседании Форума. Большое спасибо за предоставленную возможность. Я с нетерпением ожидаю возможности ознакомиться с итогами Юбилейной конференции, приуроченной к 10-й годовщине Форума. Еще раз подчеркну, что я благодарен за возможность провести здесь со всеми вами некоторое время. Большое спасибо!