Генерал-полковник Виктор Есин: после выхода из ДРСМД США создадут баллистические ракеты средней и меньшей дальности

Что предпримет Россия в ответ на выход США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД)? Какие страны располагают сегодня боевыми средствами данного класса? На эти и другие вопросы агентства «Интерфакс-АВН» ответил эксперт Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы генерал-полковник Виктор Есин, в прошлом – начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения

- Виктор Иванович, какими могут быть действия США в связи с решением президента Дональда Трампа выйти из ДРСМД?

- Прежде всего, отмечу, что в Белом доме решение о выходе США из ДРСМД было принято задолго до того, как об этом 20 октября сего года объявил Трамп. Предлог – якобы нарушение Россией положений данного договора. На самом деле, решение обусловлено другой, более глубинной причиной, связанной с Китаем. Эта страна, в отличие от России и США, не имеет международных обязательств в отношении запрещения разработки, создания и развертывания в войсках наземных ракетных систем средней (1 000 – 5 500 км) и меньшей (500 - 1000 км) дальности. И в настоящее время в боевом составе Ракетных войск Народно-освободительной армии Китая, согласно имеющимся оценкам, находится 250 - 300 пусковых установок с боезапасом в 1 000 – 1 200 ракет меньшей дальности и 100 - 150 пусковых установок с боезапасом до 330 ракет средней дальности. В Вашингтоне считают, что этот ракетный арсенал подрывает безопасность не только Тайваня, но и военных баз США и их военно-морских сил в западной части Тихого океана. Тем более, что Китай становится все более воинственным и политически напористым, как в Южно-Китайском море.

Такая ситуация американцев не устраивает. Они усматривают в этом свою ущербность в военном отношении, и поэтому намерены выйти из ДРСМД, чтобы развязать себе руки для ответных действий. А для того, чтобы выйти из Договора и при этом сохранить свое реноме приверженца международным обязательствам, в Вашингтоне и выдвинули аргумент – США не могут оставаться в ДРСМД, поскольку Россия, мол, продолжает нарушать этот договор, развёртывая в войсках наземную крылатую ракету 9М729 с дальностью, якобы превышающей 500 км.

Но это обвинение беспочвенно, поскольку Россия представила США весомые доказательства того, что 9М729 (SSC-8) по американской классификации не разрабатывалась как ракета средней или меньшей дальности и никогда не испытывалась на дальность, превышающую 500 км. Об этом убедительно, со ссылками на факты, рассказал заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков на специальном брифинге по теме Договора о РСМД 26 ноября 2018 года.

С учётом вышесказанного, у меня нет сомнения, что в Вашингтоне в скором времени официально объявят о разрыве ДРСМД, и через шесть месяцев, соблюдя установленную процедуру, США выйдут из этого договора.

Выйдя из ДРСМД, американцы приступят к созданию наземных ракетных систем средней и меньшей дальности. Технологический задел для этого у них уже имеется. Так, они в нарушение положений ДРСМД уже продолжительное время используют для тестирования систем противоракетной обороны и в других целях баллистические ракеты-мишени «Гера» и им подобные, которые фактически являются баллистическими ракетами средней дальности.

Что касается возможных районов развертывания создаваемых наземных ракетных систем средней и меньшей дальности. В контексте китайской ракетной угрозы для США в западной части Тихого океана логично предположить, что именно в этом регионе США начнут данный процесс, используя в первую очередь принадлежащий им остров Гуам. А затем - и территории своих союзников на восточноазиатском и южноазиатском театрах военных действий.

- Какие Вы видите возможные шаги России в ответ на выход США из ДРСМД?

- России следует попытаться по максимуму минимизировать негативные последствия выхода США из договора. И первым делом - предпринять политические шаги с целью избежать усиления конфронтации с США и в целом с НАТО в Европе. Для этого Москве следовало бы объявить о моратории на развертывание наземных ракетных систем средней и меньшей дальности в европейской части России, пока американцы не начнут развёртывание ракетных систем этого класса в Европе. Возможно также предложить США принять двустороннее политическое обязательство о неразвертывании ракет средней и меньшей дальности наземного базирования «от Атлантики до Урала». Конечно же, лучше было бы юридически оформить это обязательство, но нынешняя администрация США вряд ли на это согласится.

Эти политические шаги, если они будут сделаны, позволят избежать худшего варианта для России и Европы в целом при развитии «ракетного кризиса», который неизбежно возникнет после выхода США из ДРСМД.

Вместе с тем, безусловно, Россия вынуждена будет реагировать на выход США из ДРСМД и в военно-техническом плане, создавая наземные ракетные системы средней и меньшей дальности. Но при этом ей было бы целесообразно вести себя весьма сдержанно при развертывании в войсках ракетных систем этого класса – только в ответ на действия США и пропорционально реальным, а не гипотетическим угрозам.

- Какие страны располагают в настоящее время потенциалом РСМД, и как это надо учитывать России?

- Сегодня наземные ракетные системы средней дальности имеются у Китая, Индии, Пакистана, Израиля, КНДР, Ирана и даже у Саудовской Аравии, которая приобрела у Китая несколько пусковых установок с баллистическими ракетами «Дунфэн-3». Причем, китайские, индийские, пакистанские, израильские и северокорейские ракеты могут оснащаться как обычными, так и ядерными боевыми частями.

Наземные ракетные системы меньшей дальности распространены в мире более широко. Помимо Китая, Индии, Пакистана, Израиля, КНДР и Ирана такие системы имеют на вооружении Египет, Сирия и Республика Корея.

Многие из числа вышеназванных стран соседствуют с Россией. Поэтому в своем военном строительстве она вынуждена учитывать их потенциал РСМД, но не более того, поскольку в настоящее время у нее нет военного противостояния ни с одной из этих стран, а Китай и Индия являются для России стратегическими партнерами.

Источник: Интерфакс-АВН