Меморандум Рабочей группы Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы,

Меморандум Рабочей группы Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы

«Перспективы Конференции 2010 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия»

Вена, 8-9 апреля 2010 года

Участники Рабочей группы обсудили текущее положение дел в ключевых областях ядерного разоружения и нераспространения. Наиболее важной задачей в ближайшем будущем представляется успешное проведение Конференции 2010 года по рассмотрению действия ДНЯО. Важным вкладом в успешное выполнение этой задачи является подписание нового Договора по СНВ между Россией и Соединенными Штатами Америки. Тем не менее, для того чтобы развить успех переговоров по ДСНВ и сохранить динамику ядерного разоружения — что является главным условием укрепления ДНЯО и связанных с ним режимов и учреждений — необходимы дальнейшие усилия. Участники Рабочей группы ожидают, что предотвращению незаконного оборота ядерных материалов и технологий, а, следовательно, и снижению опасности ядерного терроризма и ядерного распространения будут способствовать итоги саммита по ядерной безопасности.

1. Мы считаем скорейшую ратификацию нового договора о сокращении стратегических вооружений следующим шагом, который должны безотлагательно предпринять законодательные органы США и России.

2. Мы настоятельно призываем лидеров России и США без промедлений приступить к консультациям и переговорам о дальнейших соглашениях в области ядерного разоружения, в частности, о сокращении и ограничении стратегических и тактических ядерных вооружений.

3. Мы приветствуем изменения в ядерных доктринах России и США, предусматривающие повышение порога использования ядерного оружия и уменьшение его роли, а также призываем ядерные державы к разрешению стратегических проблем, препятствующих безоговорочному принятию на себя обязательства не применять первыми ядерное оружие.

4. Мы предлагаем Соединенным Штатам Америки и России безотлагательно начать консультации по тактическому ядерному оружию в целях его вывода на централизованные объекты хранения на национальных территориях для дальнейшего уничтожения вместе с запасами стратегических ядерных вооружений.

5. Мы призываем США и Россию как можно скорее приступить к вовлечению Великобритании, Франции и Китая в процесс ограничения их ядерных арсеналов и повышения транспарентности таких арсеналов.

6. Неотложной задачей является ратификация и введение в действие ДВЗЯИ. Все государства, ратифицировавшие ДВЗЯИ, в сотрудничестве с Подготовительной комиссией ОДВЗЯИ должны оказать содействие процессу ратификации этого Договора США, Китаем и другими ключевыми государствами.

7. Мы настоятельно призываем правительства государств, в настоящее время блокирующих переговоры по ДЗПРМ на Конференции по разоружению в Женеве, изменить свою позицию.

8. Мы рассматриваем универсализацию Дополнительного протокола 1997 года как важный шаг на пути к увеличению доверия и безопасности в связи с мирным использованием атомной энергии и призываем участников Конференции 2010 года по рассмотрению действия ДНЯО поддержать этот подход.

9. Мы обращаемся к пяти государствам-участникам ДНЯО, обладающим ядерным оружием, с призывом добровольно поставить все свои объекты по обогащению урана и переработке отработанного ядерного топлива под гарантии МАГАТЭ для содействия универсализации Дополнительного протокола 1997 года.

10. Все государства-участники ДНЯО должны на национальном уровне принять законодательство и меры, необходимые для соблюдения в полном объеме их обязательств по ДНЯО.

11. Мы приветствуем недавнее вступление в силу договоров о создании зон, свободных от ядерного оружия в Центральной Азии и Африке и настоятельно призываем все ядерные государства принять соответствующие протоколы к этим договорам. Мы рассматриваем проведение конференции о создании зоны, свободной от ядерного оружия, на Ближнем Востоке как один из шагов на пути к реализации резолюции по Ближнему Востоку, принятой на Конференции 1995 года по рассмотрению действия ДНЯО.

Признавая различный характер ядерных проблем Ирана и Северной Кореи, мы считаем их разрешение принципиально важным для предотвращения военного конфликта и для обеспечения устойчивости ДНЯО.

12. Мы считаем необходимым, чтобы Совет Безопасности ООН принял решение об ужесточении невоенных финансовых и экономических санкций в полном соответствии со статьей 41 Устава ООН. Мы поддерживаем процесс обмена НОУ на топливо для исследовательских реакторов в качестве меры укрепления доверия. Мы призываем Иран ратифицировать и выполнять Дополнительный протокол 1997 года и соблюдать все остальные положения резолюций Совбеза ООН и требования МАГАТЭ о полномасштабном сотрудничестве в разрешении всех оставшихся неразрешенными вопросов для обеспечения полного соблюдения Ираном Соглашения о гарантиях с МАГАТЭ. Положительная реакция Ирана на эти меры должна привести к смягчению санкций и расширению сотрудничества с Ираном в его экономическом развитии и реализации его законных политических интересов и интересов безопасности.

13. Россия, США, Китай, Япония и Южная Корея должны выработать единую позицию, с тем чтобы добиться соблюдения КНДР ранее принятых на себя обязательств по демонтажу ее военной ядерной программы и возобновлению выполнения ею своих обязательств в рамках ДНЯО. Кроме того, она должна в полном объеме выполнить резолюции Совбеза ООН, касающиеся ее ракетной программы (резолюции 1695, 1718, 1874). Такой подход следует подкрепить экономическими, политическими и гуманитарными стимулами для Северной Кореи, в том числе проектами в области мирного использования атомной энергии. Шестисторонние переговоры могут послужить стартовой площадкой для создания постоянного форума по региональной безопасности.

14. В связи с расширением деятельности МАГАТЭ необходимо и серьезное увеличение бюджета Агентства.

Члены Наблюдательного и Консультативного советов Международного Люксембургского форума

1.

КАНТОР
Вячеслав Владимирович

Президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы; президент Европейского еврейского конгресса; доктор наук (Россия).

2.

АРБАТОВ
Алексей Георгиевич

Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН (ранее – заместитель председателя Комитета по обороне Государственной Думы ФС РФ); член-корреспондент РАН (Россия).

3.

БЛИКС
Ханс

Посол (ранее – генеральный директор Международного агентства по атомной энергии); доктор наук (Швеция).

4.

ДВОРКИН
Владимир Зиновьевич

Председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума; главный научный сотрудник ИМЭМО РАН (ранее – начальник 4 ЦНИИ Минобороны России); генерал-майор в отставке; профессор (Россия).

5.

ОЗНОБИЩЕВ
Сергей Константинович

Директор Института стратегических оценок; профессор МГИМО (У) МИД России (ранее – начальник Организационно- аналитического управления РАН, Россия).

6.

ПЕРКОВИЧ
Джордж

Вице-президент по исследованиям проблем глобальной безопасности и экономического развития, директор программы по проблемам нераспространения ОМУ «Фонда Карнеги за международный мир»; доктор наук (США).

7.

ПОТТЕР
Уильям

Директор Центра по изучению проблем нераспространения ОМУ им. Дж. Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований; доктор наук (США).

8.

САЖИН
Владимир Игоревич

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН; профессор (Россия).

9.

ЭКЕУС
Рольф

Председатель Совета директоров Международного института по изучению проблем мира в Стокгольме (ранее – Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ); посол (Швеция).